Мы помним его по ролям в фильмах и сериалах „Антикиллер”, „Благословите женщину”, „Московская сага”,'Маросейка-12, „Му-Му”, „Охота на изюбра”, „Гибель империи”
А совсем недавно, нарушив свой привычный имидж „верного слуги Отечества”, Александр БАЛУЕВ сыграл в лирической драме Аллы Суриковой „Вы не оставите меня” интеллигентного театрального художника, влюбленного в свою жену — молодую яркую актрису.
Мы и встретились с Александром Балуевым на съемочной площадке. И разговорились
Маша и „зеркала”
— Итак — в чем для вас пресловутые „странности любви”? Что это чувство делает с человеком?
— И в жизни, и в искусстве существуют,
Отсутствие любви приводит к очень плачевным результатам во всех областях. А ее присутствие — наоборот, спасает.
— Вы
— Было, причем в очень серьезной степени. И совсем недавно — всего несколько лет назад. Моя жена Маша спасла меня. Ведь очень трудно увидеть себя со стороны. Человек всегда себя оправдывает. А вот тот, кого ты любишь, кому ты доверяешь От
— Что же она такое вам сказала, что вы сразу решили: все! Больше — никогда!
— Если бы это было так! Все это довольно непростые процессы, которые много и времени отнимают, и сил у обоих любящих людей. И рецепты выхода из этой истории у всех разные. У меня ведь много друзей, которые всячески борются с этой очень большой бедой. Это ведь только кажется, что водка — „хи-хи” да „ха-ха”. Наша страна очень сильно пьет. Это надо останавливать. Как — не знаю.
— Маша отвечает вашему женскому идеалу?
— А что это такое? Что, есть идеальные женщины?
— Скажем, вам бы хотелось, чтобы она была в
— А в хозяйстве? Она так же, например, жарит картошку?
— Моя мама, кстати, всегда очень плохо готовила.
— Какое ваше любимое блюдо в исполнении Маши?
—
Не ревную никогда и ни к кому
— Какое качество характера вам в Маше особенно нравится? Может, молчаливость?
— Нет, отнюдь. При этом она очень умный человек.
— То есть самое эротичное в женщине — это ум?
— Я это сказал? Хотя, пожалуй, согласен.
— Насколько я знаю, Маша — журналист? Она оставила свою работу навсегда?
— Надеюсь, что да (с явным оживлением).
— Вам это нравится — что жена дома сидит и ждет вас?
— Знаете, она ездит. А если появится внутренняя необходимость — пусть станет, скажем, писательницей. Тем более что у нас с появлением
— А вы ревнивый и требовательный муж? Любите, чтобы все было
— Нет, я вообще не ревную, никогда и ни к кому. И не требовательный — это ерунда.
— И не конфликтный, не вспыльчивый?
— Нет, иногда я вспыльчивый. Ну и конфликтный — но не потому, что ревную.
— А кто гасит конфликты — Маша или вы?
—
— Слышала, вам удалось отбить свою жену у ее первого мужа.
— Это было ее решение. Я ничего ровным счетом не предпринимал. Просто наша встреча, очевидно, была назначена судьбой. Вот и все. Прошли годы, пока мы поженились. Вернее, обычный брак, принятый в любом государстве, нам вообще не был нужен — мы и так жили прекрасно.
Я Машиных детей от первого брака, разумеется, не усыновлял, потому что у них есть родной отец и он от них не отказывался. Мы поженились, когда появилась
— Маша знакома со своими польскими братом и сестрой?
— Конечно, и у них замечательные отношения. Брат просто счастлив от того, что у него и вторая Маша появилась — да и сестра тоже.
—
— Стараюсь.
— Какие качества хотелось бы в ней воспитать?
— Никаких! А хотелось бы, чтобы она по возможности развила в себе то, что в ней есть. Я уверен: в маленьких людях заложено гораздо больше, чем нам кажется. И если мы думаем, что должны обязательно им
— Александр, есть такая расхожая фраза: ребенок должен расти в любви
— Очень точная фраза.
— В честь кого вы назвали
— Моя бабушка была Мария Александровна. Но назвали не прямо в ее честь — просто нужно было имя, которое бы соответствовало и польскому, и русскому. И к тому же мне просто нравится это имя.
— А какая была бабушка?
— Я очень любил ее. Она была учительницей в гимназии в Самаре, которую сама и окончила. Долгое время просто давала уроки — поскольку, когда убили деда, она должна была зарабатывать. Потом работала прачкой
Она была очень красивая женщина. Даже когда умирала, не потеряла своей красоты. Мы с ней много общались, до ее последних дней были очень близки. Когда она умерла, я уже оканчивал институт.
— Она была женой вашего деда, которого репрессировали при Сталине?
— Да. И дед, кстати, у меня был красивый. В них была некая породистость. И утонченность. Не дворяне, а просто „хорошо сделанные” люди. А бабушка еще умела очень хорошо печь беляши — поволжские, татарские. Беляши делают многие, я разные пробовал, но они все не такие вкусные.
— Вы живете с семьей в загородном доме — слышала, что вы решили там ничего не сажать, все оставить, как было в природе: лес, траву
— Здрасьте! Елки зеленые я сажал, кусты по забору. Ну и деревья тоже — все посажено! Там ведь была поляна, на которой вообще ничего не росло! Я подумал: может, там со временем вырастет лес? Но до этого еще надо дожить Вот и жена тоже сделала всякие клумбы — получилось довольно красиво.
— Так что, можно сказать, идея леса плавно переросла в вишневый сад?
— Да, кстати, есть немножко и вишневого сада. В общем, всего понемножку — такой коллаж.
Я спас Муму от смерти
— Вы часто играете начальников, руководителей
— партии и правительства.
— Вот именно. А в жизни вы такой же крутой?
— Нет — совсем другой. Еще хуже! Я никогда никем не руковожу — не люблю. В принципе лишен каких бы то ни было властных порывов- не люблю стоять над
— Как же входите в образ?
— Вообще актеру всегда интереснее играть то, что в нем самом отсутствует. А что есть — это и играть не стоит: оно и так существует в тебе, ты просто облачаешь это в ту или иную форму. А вот когда этого нет — а ты путем
— Какая из ролей наиболее отвечает этому принципу?
— „Муму”. Герасим. Эта роль была для меня именно непредсказуемой — и потому, что это произведение вообще стали снимать в наше время, и сам факт, что меня пригласили на роль Герасима. Все это было для меня совершенно непонятно!
— А во время съемок были
— За кадром — когда мне пришлось на самом деле спасать собачку: она вдруг прыгнула в темную воду подмосковной речки. А время было уже холодное, октябрь. Я ее вытащил из реки. Было очень холодно! Я плаваю, в принципе, неплохо, но в ледяной воде никто не поплывет — все как топор. Но я выплыл. Просто жить захотелось!
— А почему собака вдруг в воде оказалась?
— Она устала. Маленький был щенок — а его мучали: то водой обливали, то заставляли снова и снова лезть в холодную „бездну”
Не умею жить по приказу
— За что репрессировали вашего деда?
— Как и всех тогда, фактически ни за что — по приговору „тройки” обвинили в шпионаже. Его расстреляли в начале
— Ваш отец хотел, чтобы вы продолжили династию — тоже стали военным?
— Нет. Он не собирался мне ничего навязывать в жизни — я сам не хотел становиться военным. Хотя он одно время даже пугал меня перспективой — грозился отдать в Суворовское училище.
— Испугал?
— В общем, да - это на меня действительно подействовало: я
— А вы?
— В детстве я больше всего на свете не любил игру „Зарница”. Ненавидел ее всеми фибрами души. Синие погоны, красные погоны,
— Что сказал отец, когда увидел вас в „Московской саге” в роли Никиты Градова?
— Мне показалось, что ему это приятно наблюдать. И то, как я играю, и что играю — то есть собственно жизнь военных.
— Как вы „подходили” к этой роли?
— Когда понимаешь, что есть возможность
Долг? Любовь к родине? Они видят свое существование в передвижениях армии,
— То есть вы гуманист?
— Пацифист, так скажем. Я ведь говорю о войне вообще — а не о частной Великой Отечественной или войне
— И все же - если враг напал
— Буду защищать своих детей. Не родину — а детей, жену. Это и есть родина — а не „ две березки”, про которые мне рассказали
Голливуд: картинка из окна
— Вы работали со многими известными режиссерами, актерами. Какие встречи особенно запомнились?
— В кино — Александр Кайдановский. Хотя бы потому, что свою первую большую роль я сыграл в его картине „Жена керосинщика”. Считаю его своим „крестным отцом” в кино и буду помнить его всю жизнь. А что касается сцены — я очень благодарен Театру Советской, ныне Российской армии, за то, что я попал туда, и в результате встретился с очень хорошими актерами.
— А как же Голливуд? Туда,
— Ничего такого „жизненно важного” не было в этих встречах с коллегами
— То есть вы увидели „кинофабрику”?
— Конечно. И ничего больше.
— И вернулись в „немытую Россию”?
— Ну, зачем же так?
— То есть вы там ощущали себя немножко не в своей тарелке?
— Конечно, не в своей. Но не только
— Вас ведь приглашали остаться?
— Да, меня звали еще там поработать. И это было довольно выгодно в финансовом отношении. Но я не ставлю свою работу превыше того главного, чем я живу. Не могу променять свою жизнь на работу. Я не больной человек. И
— Неужели?
— Я работаю потому, что это,