В Государственном Театре наций с большим успехом идут премьерные спектакли «Жанна» по пьесе Ярославы Пулинович с Ингеборгой Дапкунайте в заглавной роли
«Жанна» в постановке Ильи Ротенберга - дебют популярной киноактрисы на российской сцене. До спектакля в Театре наций Дапкунайте участвовала только в литовских и британских постановках.
«Жанна» - и ее сценический tour de force, и укоризненное напоминание вселенной о том, что кинематограф со времен балабановского «Морфия» не дает актрисе достойных ее ролей.
Спектакль получился, может быть, даже излишне киногеничным, легко раскладываясь в воспоминаниях на раскадровку из крупных и общих планов. Если пьесу Пулинович в ближайшее время не перенесут на экран (разумеется, с Дапкунайте же в главной роли) — это будет большая и непростительная ошибка: российское кино, мягко говоря, не страдает от изобилия хороших сценариев и точных художественных образов текущего времени. Рискну предположить, что на экране — большом или малом — «чисто конкретная» драматургия Пулинович будет еще более «в кассу».
Жанна, как и Елена Андрея Звягинцева, - легко узнаваемый персонаж наших сумбурных дней. Женщина, сделавшая саму себя и в лихие 90-е поднявшаяся из полной бедноты до вершин положения хозяйки сети магазинов «Вкусняшка» (!), привыкшая за все платить и со всех требовать платы, в меру расчеловечившаяся в виду обстоятельств жизни, которая никогда не была к ней особо приветливой. Относительно всемогущая, она предсказуемо не может посредством всех связей и накопленных средств купить себе немного женского счастья. Впрочем, финал оставляет на это счет некоторые сомнения.
Дапкунайте настолько аккуратно разложит по полочкам морга вскрытую и распотрошенную душу своей героини, что отпадет всякая охота ее за это винить
Дапкунайте настолько аккуратно разложит по полочкам морга вскрытую и распотрошенную душу своей героини, что отпадет всякая охота ее за это винить. Фото: Вера Родман
Нет, Жанна — совсем не чудовище. Когда ее ради предварительно обрюхаченной деревенской клуши бросит молодой любовник Андрей (Александр Новин), она не только пустит его на порог, но даже вымоет его лошиную (экс-возлюбленный пополнил ряды «обманутых дольщиков») голову. И, конечно, снова будет оскорблена в лучших чувствах. Привыкшая отвечать на вызовы подлой судьбы со всей симметричной подлостью, Жанна решит вставшую перед ней проблему, так сказать, морального выбора с присущим времени жестким аморализмом. Но к этому моменту Дапкунайте настолько аккуратно разложит по полочкам морга вскрытую и распотрошенную душу своей героини, что отпадет всякая охота ее за это винить.