Сегодня в Театре Наций после перерыва на новогодние каникулы снова можно увидеть спектакль «7 дней в совриске» — комедию о жизни отечественного искусства в семи действиях, в одном из которых, кстати, действующим лицом становится журналист издания The Blueprint. Разбираемся, что в этом спектакле — истинная правда, а что — художественный вымысел.
Правда, что
пока инвестор не позвонит в журнал, материал не появится?
За всех не скажем, но нам никто не звонил.
деньги на выставку приходится искать самому куратору?
В небольших институциях куратор часто больше всех заинтересован в реализации проекта. В больших же музеях привлечением внебюджетных средств, как правило, занимаются целые отделы. Государственных же денег музеи получают недостаточно для проведения больших выставок. По словам нашего собеседника из государственного Центра современного искусства в 2016 году выставочный бюджет на все выставки в Москве был в районе 1 миллиона рублей, столько же государственных денег выделялось на выставки всех региональных филиалов. В эту сумму нужно было уместить 6–10 выставок, работы для каждой нужно страховать, монтировать, перевозить, снабдить экспликациями — а иногда и произвести с нуля. В идеале также заплатить куратору (если он был привлеченным) и художникам — и привлеченным лекторам образовательной программы, которую нужно провести в рамках выставки. Если бюджет не сходился, искать дополнительные средства предлагалось самостоятельно.
директор музея поет на открытии? Директором музея может стать руководитель выставки меха на ВДНХ?
Эксцентричное поведение и необычное прошлое директоров музеев — редкость даже в России. В большинстве своем что у нас, что на Западе директора музеев — менеджеры, чиновники и дипломаты, с карьерой во множестве культурных институций за плечами. Как правило, в истории остается их новаторский подход и выдающийся стиль, а не причуды. Впрочем, одно другому не помеха.
за первый лот на аукционе торгуются особенно яростно?
Нет, неправда. Первый лот, по словам создателя аукциона VLADEY Владимира Овчаренко, не обязательно вызовет самую ожесточенную борьбу. Но правда в том, что он задает настроение всем торгам — «не обязательно самый дорогой, но интригующий».
открытие могут сдвинуть из-за приезда министра?
Запросто. На несколько часов или даже на день.
без полезных знакомств в музей не устроиться и выставку не сделать?
Скажем, что с ними вам будет гораздо проще: когда вы знакомы со многими людьми, то они имеют представление о ваших интересах, сильных сторонах и личных качествах. Для художников этот вопрос стоит особенно остро: чем в большем количестве выставок вы участвуете, чем большему количеству кураторов успели при знакомстве показать свои работы, тем больше шанс, что они вспомнят о вас, когда будут работать над выставкой на интересную вам тему.
можно купить произведение искусства за 100 евро?
Смотря что. Кабакова нереально, а вот работу начинающего автора — вполне. Главный вопрос: угадаете ли вы в начинающем авторе будущего Кабакова? Шансов, честно скажем, очень немного, но нужно доверять себе. И вдохновляться историями великих коллекционеров — студента-офтальмолога Рудольфа Леопольда, собиравшего Климта и Шиле (сейчас его коллекция заполняет венский музей Leopold) — или Пегги Гуггенхайм.
на ярмарки (такие как Cosmoscow) стартаперы приходят искать инвесторов?
И не только туда. Некоторые даже становятся патронами музея «Гараж» — чтобы на закрытых ужинах заинтересовать потенциальных инвесторов своей идеей.
в искусстве лучше всего продается секс и провокация?
Лучше всего продается имя художника. После всего, что случилось в искусстве в прошлом веке, секс и провокация уже мало кого удивляют и точно не могут определять успех художника.
куратором выставки может стать журналист или организатор концертов?
Чистая правда. Даже в России за последние пять лет хватало достойных примеров. Например, выставка «200 ударов в минуту», эпохальное повествование про XX век под стук печатной машинки, созданное литературным критиком Анной Наринской, сделавшей с тех пор интересную карьеру куратора. Или замечательная рассчитанная на детей «Игра с шедеврами» музыкального критика Алексея Мунипова и куратора образовательных программ Еврейского музея Лии Чечик.
все в мире искусства носят черное?
Черный цвет в мире искусства неофициально считается официальным: своих сотрудников в черное всегда просят нарядиться, например, и представители агентства marka, и аукциона Vladey. Логика проста: как рассказывала куратор галереи «Триумф» Софья Симакова, одеваясь в темное и простое, вы не отвлекаете гостей открытия от самих работ. Впрочем, борец с черным цветом из мира искусства — владелица галереи и арт-магазина Cubed Елена Крылова — считает этот тренд устаревшим. Она же предлагает обратить внимание, что сегодня многие в мире искусства выбрали цветную униформу: например, художник Дмитрий Гутов, легко узнаваемый по оранжевой спортивной куртке, или куратор Кристина Штейнбрехер в неизменном брючном костюме одного и того же силуэта — но с разными цветными принтами.