Корни социального театра России уходят в Театр.doc
На фестивале «Территория» прошел проект режиссера Руслана Маликова и драматурга Марины Крапивиной «Прикасаемые». Это документальный театр. Это социальный театр. Это эскиз спектакля о слепоглухих людях. В России их около 15 тысяч.
На сцену вместе с Ингеборгой Дапкунайте и Егором Бероевым вышли профессор Александр Суворов — доктор психологических наук, автор книги «Школа взаимной человечности», и яркая красавица с точеным лицом, поэт Ирина Поволоцкая.
Ирина не видит себя в зеркале. Профессор Суворов писал книгу по системе Брайля. Оба они, как и другие участники проекта (младшей, Алене — 16 лет), лишены зрения и слуха.
Премьера завершенного проекта «Прикасаемые» пройдет в Театре наций в марте 2015 года. Пока материал, к которому так трудно прикасаться, хлещет со сцены, ошеломляя зал. Загорский интернат для слепоглухих детей… Качели во дворе интерната, множество качелей: они дают воспитанникам свободу полета, те тактильные ощущения, в которых природа и судьба отказали. Вальс на сцене — по особой страхующей поверхности, где проложены «направляющие». Пальцевая азбука «дактиль», позволяющая героям проекта общаться с миром. Письмо по ладони: за время работы над «Прикасаемыми» все актеры выучились ему. Записанные на диктофон рассказы родителей: не все потеряли зрение и слух до рождения. Здесь есть человек, рожденный слепым, которому врачи не сумели сохранить слух. И есть ребенок, рожденный глухим, которому не сумели сохранить зрение… В спектакле — предельно простой рассказ слепоглухого рабочего о том, как он ездит на завод: «Люди идут, потоком, и я иду по потоку людей, ориентируюсь, чувствую, сколько ступенек… там два лестничных пролета». Есть рассказ о знаменитой в 1970-х «загорской четверке»: четверо воспитанников Загорского интерната по особым методикам получили высшее образование на психфаке МГУ. Профессор Суворов — один из них.
И — затрудненная, особенная, трудная для слуха (каково ж говорящему?) речь седого Суворова:
— Не пытайтесь понять наш мир и нашу коммуникацию с ним, ребята… У вас не получится.
…В России рождается социальный театр. От давних проектов Театра.doc о заключенных, гастарбайтерах, сельских врачах (последний был самым страшным) — до новых премьер. На малой сцене Театра наций идет замечательный, сильный и честный первый проект Руслана Маликова и Марины Крапивиной «Бросить легко» — документальный спектакль об излечившихся наркозависимых, где сами они и играют. В 2014 году номинантом «Золотой маски» был очень умно сделанный и сильно действующий на человека «спектакль с закрытыми глазами» «Майская ночь» Московского театра кукол, спектакль для зрячих и слепых зрителей. С 1999 года работает Театр простодушных Игоря Неупокоева, где играют актеры с болезнью Дауна. Театр стал лауреатом многих фестивалей, их «Повесть о капитане Копейкине» идет на сцене Театра.doc.
Точнее, можно сказать, шла: Театр.doc, как известно, вот-вот лишится сцены в Трехпрудном.
И это, кстати, отдельная большая тема: почему несчастье в дозволенных, поощренных и державой поддержанных формах и социальные беды выводят на сцену одни и те же люди?
И как мы будем впредь делить милосердие и социальный алармизм на дозволенные и нет?