Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Театр наций 

Ф. Рабле 

«Гаргантюа и Пантагрюэль»

 

Театр наций, репертуарный, но проектный (труппы нет, постановщики приглашаются – и зарубежные мэтры, и таланты из российской глубинки), вот уже три-четыре года как никакой другой отвечает статусу столичности и представлениям о мировом уровне: на реализацию желаемого здесь есть средства, и они расходуются с умом. Режиссера Богомолова с его репутацией: а) новатора, б) провокатора Театр наций позвал с осторожностью – только после громкого кассового успеха его «Идеального мужа» в МХТ. Позвал, ибо их роднит интеллектуальный снобизм: замахнулись в пику дремучести официального морализаторства на бесстыдный, бесстрашный и неподъемный роман Рабле.

Постановщик понимал, что подтексты романа, ясные почти пять веков назад, сегодня темны, что гротескная телесность – испражнения, подтирание зада и т.п. – норма для «подростковости» сознания и карнавальной гульбы Средневековья, но сегодня «кал калом, карнавал карнавалом». Поэтому он не визуализирует непристойности (разве что персонаж Свежая Какашка, слегка дымясь, споет что-то попсовое), актеры почти бесстрастно проговаривают в зал отрывки из романа, лишь намечают роли – работает сам факт публичного произнесения крамольно звучащего культурного текста. Сегодня возможен лишь Рабле, говорящий о старости мира.

Куда режиссер клонит, ясно лишь ко второму акту (похоже, смыслы прорезались по ходу дела): в первом, иронично-капустном, «горит бессмыслицы звезда», но блестящий танец Смерти (Дарья Мороз) – мостик ко второму, где вдруг драматично звучит тема путешествия Пантагрюэля и Панурга. Виктор Вержбицкий и Сергей Чонишвили играют не великанов, а ветеранов. Играют так просто и гипнотически прекрасно, что ты понимаешь, зачем тут советские песни, мебель 1970-х, фотоальбом, детские игрушки; почему вместо знатной дамы – отличница в школьной форме, а опозоривший даму нахал Панург – втрескавшийся по уши семиклассник. Нарастает давнее детское ощущение от родителей и компании их друзей как от веселых великанов с полуприличными взрослыми шутками. И осознаешь, что великанов больше нет, потому что ты выроc. И что твое личное путешествие – путь от рождения до старости и смерти – страшно коротко.

Режиссер К. Богомолов. Художник Л. Ломакина.