В этот день Москву накрыл холодный бесконечный дождь. С этого началась наша беседа.
Российская газета: На вас погода влияет?
Евгений Миронов: Я ее не замечаю. Некогда. Я
РГ: А что влияет?
Миронов: Идиотизм. Когда два года назад я столкнулся с административной работой, меня удивила неслаженность государственной системы, которую изменить нельзя. Это поначалу меня очень угнетало. Но я понял, что если я сказал „да”, то надо продолжать. И я стал приспосабливаться. Я же актер, приспосабливаться к обстоятельствам — моя профессия. Но нет ничего хуже, чем приспосабливаться самому для себя. Как только я понял, что делаю это не для себя, мне стало легче.
РГ: Какова была ваша мотивация стать худруком? Труппы нет, о своих ролях тоже беспокоиться не надо.
Миронов: Но сейчас они там, в МХТ, работают все! Я думаю, что театр, где много новых спектаклей самого разного качества и уровня, все равно лучше, чем театр, где идет несколько проверенных временем спектаклей со звездами, а труппа бездействует. Хотя еще лучше — золотая середина. Вот Театр Наций — это золотая середина и есть. Гарантировать шедевр, конечно, нельзя, но подготовить возможности для его создания необходимо. Слава богу, что мы, не дожидаясь конца реконструкции, вынуждены сейчас работать. Мы хотим, чтобы Театр Наций зазвучал не только в России, но и за рубежом. Сейчас, когда в Европе спал интерес к русским или даже возникло сильное отторжение, нас пригласили с „Рассказами Шукшина” на фестивали в Австрии и Германии — и мы почувствовали
РГ: Не боитесь, что там не найдется достаточно продвинутой публики?
Миронов: В Перми у меня опасений гораздо меньше, чем было в Москве, которая переполнена пресыщенной публикой, словно обожравшейся плохой едой. И ведь это не просто публика, но и профессионалы. Я иногда спрашиваю своих коллег, видели ли они, например, Робера Лепажа или Роберта Уилсона, и они отвечают: „Нет, а зачем?”. Такая инертность меня убивает наповал. Ведь это же продолжение учебы, это стимул двигаться дальше, не стоять на месте. Как иначе? Это суть развития искусства. Мы предлагаем очень интересную программу на фестивале: привозим из Англии шоу тибетских монахов, спектакль итальянского режиссера Пипо Дельбоно, одного из самых ярких режиссеров современного театра. Томас Остермайер будет давать
РГ: Известно, что у фестиваля „Территория” есть своя публика. Кто она на этот раз?
Миронов: Раньше мы приглашали курсы театральных вузов России целиком, а теперь проводим анкетирование, чтобы приезжали только те, кто хочет.
РГ: Вы закрыли очередной сезон Театра Наций. Как он прошел для вас?
Миронов: Ну,
РГ: А чем открываете новый сезон?
Миронов: Мы хотели сделать первый в России международный Шекспировский фестиваль. Пока мы делаем только заявку на него: осенью привозим хороший спектакль „Гамлет” Камерного театра из Израиля, один из шекспировских спектаклей из российской провинции, а Владимир Панков делает у нас, в Театре Наций,
РГ: Женя, вы признанный актер русской психологической школы. С другой стороны, вам всегда был интересен европейский театр с его радикальными поисками новых форм. Как вы примиряете в себе эти противоречия?
Миронов: Мне не надо ничего примирять. Уже давно благодаря Валерию Шадрину и Чеховскому фестивалю я начал работать с западными режиссерами, сначала с Петером Штайном в „Орестее” и „Гамлете”, потом с Декланом Доннелланом, Эймунтасом Някрошюсом, вот теперь с Алвисом Херманисом. Мне, как артисту, интересно все! Ведь русская театральная школа — это сложное явление, это и Станиславский, и Мейерхольд. Мне интересно бросать свой организм во все новое. В июле мы едем в
РГ: Уилсон — это ведь совсем другая планета, в нем нет и тени психологизма. Не страшно?
Миронов: Как раз и интересно попробовать наполнить его блистательные формы внутренним психологизмом. И мне, и ему.
Но мне другое не менее важно. Мы же заявили, что Театр Наций должен быть стартовой площадкой для молодых. Это наше святое дело. Потому что такого пространства, кроме Центра Мейерхольда, нет, да и тот существует больше как прокатная площадка. А нам интересно художников растить и развивать здесь. Мы готовы взять любой проект, если в нем есть
Мы очень внимательно отсматриваем молодых, но
их очень мало. Их почти нет. Нет людей, которые хотят и уже
Еще я мечтаю о театральном центре, здесь, рядом с театром, в котором были бы репетиционные комнаты, выставочное пространство и театральный зал на 300-350 мест. Такой сцены нет, ее дико не хватает. Здесь ведь были
РГ: Платоновская академия?
Миронов: Да, если хотите!
РГ: С вашим однокурсником Володей Машковым вы обсуждаете свой опыт работы в иных художественных системах?
Миронов: Мы с ним год не виделись, и когда он пришел ко мне сюда, то был потрясен, что одно из лучших театральных зданий России — только фасад, что
РГ: А если вдруг потухнут?
Миронов: Мы договорились предупреждать друг друга.
РГ: У вас такой общественный и актерский темперамент, который позволяет вам реализовываться в самых разных ролях. С чем вы связываете это свойство?
Миронов: У нас был настолько яркий пример перед глазами, что, будь он не так мудр, он мог бы нас сломать. С 19 лет у меня было только одно желание — делать, как Табаков. Он человечески очень убедительно себя вел. Строил подвал на свои деньги, заработал один инфаркт, потом второй, потом взял разложившийся МХАТ, вывел его из страшного состояния. Теперь все молодые режиссеры идут к нему. Он собиратель по жизни, очень тщательный, подробный. Сегодня, в такой неблагоприятной для культуры и театра ситуации, он открывает театральный колледж для детей. Я был не уверен, что это нужно. А потом вспомнил, что
РГ: А что вы думаете о той ситуации с финансовыми нарушениями, которая сложилась сейчас вокруг МХТ?
Миронов: Я ни в коей мере не хочу вмешиваться в дела следствия и надеюсь на профессиональное и беспристрастное расследование. Разумеется, правоохранительные органы должны действовать в рамках и во имя закона. Но они действуют в таких жестких формах, от которых оторопь берет. Когда в театре проходил обыск, он парализовал всю творческую работу, едва спектакль дали сыграть артистам. Два сотрудника театра были задержаны, и хотя они социально не опасны, а у одного из них серьезно больны дети, и они спокойно могли бы сотрудничать со следствием, их уже долго держат в следственном изоляторе. Все это, к сожалению, стало достоянием недобросовестных средств массовой информации. В отдельных изданиях и на ТВ появляются все более оскорбительные и бездоказательные намеки в адрес моего учителя — Олега Павловича Табакова. Льют грязь на имя и авторитет человека, на работах которого воспитывались несколько поколений, человека, всей своей жизнью доказавшего бескорыстную преданность нашей культуре и заслужившего безусловное уважение своих коллег и зрителей. Я всегда считал Табакова отцом, а с тех пор как умер мой собственный отец, тем более. И в трудную минуту я встану рядом с ним.