Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

5 декабря в рамках фестиваля NET на основной сцене Театра Наций прошел спектакль Жерома Беля Gala. Это совместный проект Театра Наций, Фестиваля «NET» и Французского культурного центра. Постановка уже была показана во многих странах Европы, и вот наконец, добралась до России. В каждой стране постановка рождается заново, поскольку в ней участвуют танцовщики той страны, в которой проходит показ. Единым остается разношерстность состава – все должны быть очень разными – по возрасту, комплекции, росту и возможностям. Ребенок, пожилой человек, артист балета, человек без танцевального опыта и т.д.

Каждый уникален – эта простая истина осознается во время просмотра. Во всяком случае, мною. Потому что у каждого зрителя своя реакция на происходящее на сцене, что обычно и пытается сделать Жером Бель, хореограф-художник, которого причисляют к французскому направлению не-танца.

Бель говорит: «Моя работа не просить перформера танцевать, это сознание аудитории танцует».

Gala начинается с показа различных пустых сценических площадок –театральные залы, греческие амфитеатры, трибуны на пляже и просто ряды стульев в парке. Нет ни зрителей, ни артистов, только разнообразие мет для показа, демонстрации, театра, танца – каждому предлагается самому достроить картинку и подумать о сценическом пространстве вообще. Однако большинство зрителей Театра Наций начало хихикать и аплодировать, а потом даже и выкрикивать с места, требуя «начала спектакля».

Наконец, включается музыка и каждый танцор по очереди выходит на середину сцены и делает вращение. Делают как умеют. Большинство делает технически неправильно – не в ту строну. Учитывая то, что они еще и одеты кто во что горазд ( здесь высмеивается «униформа» многих гала-концертов – яркие лосины, обилие блесток и страз, леопардовые купальники и прочая сценическая нелепость), то зал смеется в голос при виде каждого персонажа. И только когда выезжает девушка на инвалидной коляске, все притихают и ,возможно, начинают задумываться «А вдруг тот парень, над которым я сейчас смеялся, тоже с особенностями развития?» И дальше уже в голове каждого начинается рефлексия: А можно ли над ним смеяться? Он специально так делает или просто по-другому не может? Это танец или стеб? Танец – это когда исполняют профессионалы или любой может быть танцором? Вопросов много, и как того и добивался Бель, сознание зрителей танцует на протяжении всего Gala. Свет в зрительном зале не выключается, так что исполнители могут видеть реакцию смотрящих на них. Это не останавливает тех, кто гоготал весь спектакль или даже уходил из зала.

А тем временем на сцене продолжается расчленение, со смаком и иронией, такой формы танцевальной репрезентации как гала. Вальс, поклон, потом соло, за ним коллектив – все части гала-концерта предлагает повнимательнее рассмотреть Бель. Сравнить, как смотрится отдельно соло, и как та же хореография будет выглядеть, исполняемая коллективно. Как танцует человек, обладающий или нет определенными навыками, и как танцуют те, кто пытаются повторить его движения.

Пусть остальные не в силах повторить пируэты балерины, но и она не в может танцевать как каждый из этих людей на сцене, — не может двигаться в джазовом стиле или сделать волну корпусом как девушка в инвалидной коляске. У каждого своя уникальная пластика, и танец каждого прекрасен, потому что наполнен индивидуальностью исполняющего и не может быть повторим никем. Девушка в коляске не может лечь на сцену, бритоголовая девушка не может размахивать волосами, а балерина не может крутить палкой.

Зрители по разному реагируют, кто-то гогочет от каждого нелепого движения, кто-то понимает, что некоторые люди на сцене с особенностями развития. И зал заметно оживляется и приходит в восторг, когда солирует профессионал, и притихает, когда соло исполняет человек с особенностями.

Тело в танце не может обмануть, по движениям человека мы понимаем какой он на самом деле. И эти люди искренни в своем танце, им нечего скрывать, стесняться, пытаться казаться кем-то еще, и этому у них нужно поучиться.