Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

16 декабря в Новом Пространстве Театра Наций был показан спектакль-эскиз "Вагон системы Полонсо". Это вторая часть масштабного проекта "Красное колесо" по мотивам романа Александра Солженицына. Театральный "сериал" — лаборатория для режиссеров и драматургов, курирует которую номинант "Золотой маски" — 2016 Талгат Баталов.

  Театральный "сериал" - часть большого проекта Театра Наций "Утопии и трагедии". Первым шагом стал спектакль Максима Диденко "Цирк", поставленный по мотивам музыкального фильма Григория Александрова в мае 2017 года. В начале октября, в рамках фестиваля "Территория" состоялась премьера фильма Александра Шейна "Вмаяковский", главную роль в котором сыграл Юрий Колокольников. Конец месяца был отмечен проектом, посвященным Юрию Петровичу Любимову, — "Любимов 100". Театр предлагал зрителям переосмыслить события ушедшего столетия. Так в "Цирке" пытались разобраться, какой след оставили утопии 20 века в общественном и культурном сознании. Александр Шейн в фильме "ВМаяковский" выбрал поэта, который был выразителем эпохи и о котором сложился свой миф, чтобы проследить трансформацию мифа о времени и стране. В "Любимов 100" кураторы проекта провели параллель между судьбой режиссера и его творчеством, в котором во всей полноте было выражено время.

  Событием, завершающим разговор, стал театральный сериал "Красное колесо" по мотивам одноименной эпопеи Александра Солженицына. Дата старта была выбрана неслучайно — 11 декабря автору исполнилось бы 99 лет.

  События романа охватывают период от начала Первой мировой войны до Октябрьской революции 1917 года. Внем Александр Солженицын рассуждал о причинах, приведших в движение красное колесо революции, которое все сметало на своем пути. Из десяти томов эпопеи участники режиссерско-драматургической лаборатории создали пятисерийный сериал.

  Гульнара Гарипова и Степан Петкеев представили свой эскиз радиоспектакль "Столыпин | БогРов". В его основе рассказ о душевных мучениях двойного агента Дмитрия Богрова, чье покушение на Петра Столынина закончилось смертью премьер-министра.

  Действие разворачивается в двух пространствах: на втором этаже и в подвале. На стенах подвала разместили небольшие черные таблички с цитатами из "Дневника Дмитрия Богрова". Авторы сделали зрителей участниками спектакля: актеры сопровождали зрителей в радиопутешествии по подвальному помещению. Светом фонариков актеры выхватывали из темноты таблички с дневниковыми записями героя, давая возможность зрителям увидеть и услышать (голоса из динамиков озвучивали записи) сбивчивые мысли героя.

  Вторая часть спектакля разыгрывалась наверху. Образовав круг, актеры, одетые в черное зачитывали размышления убийцы. Они такие же нестройные, как и мысли, озвученные в подвале: удастся ли покушение на премьер-министра, получить контрамарку на оперу "Жизнь за царя"... Каждая цитата повторяется дважды, что задает определенный ритм. Участники же начинают медленное движение по кругу — словно катится колесо. Финалом эскиза станет выстрел, изменивший историю страны.

  16 декабря продолжил движение "Красного колеса" эскиз режиссера Талгата Баталова и драматурга Дмитрия Богославского "Вагон системы Полонсо". Владимир Ленин (Евгений Миронов), пока никому не известный журналист, отбывает вместе с Надеждой Крупской (Евгения Дмитриева) и ее матерью Елизаветой Васильевной Тистровой (Людмила Трошина) из Галиции в Цюрих. Движение вагона сопровождает пение хора ангелов, он существует как бы вне времени, а герои действуют в замкнутом пространстве, что придает происходящему оттенок трагифарса. Вагон мчит героев, как выяснится, по колесу истории. В "Вагоне Полонсо" актеры виртуозно разыгрывают бытовые почти анекдотичные сцены. Ленин и Крупская больше заняты бытовыми неурядицами и коллизиями собственных взаимоотношений, чем думами о грядущей революции. "Когда был Ленин маленький", — словно убаюкивая ребенка, Надежда Константиновна, успокаивает слишком разгорячившегося от очередной пламенной речи мужа. Герои называют друг друга ласково Володенька и Наденька, с нескрываемой иронией и едва сдерживаемым смехом, что позволяет и зрителям смотреть на знакомых исторических персонажей из дня сегодняшнего. Ленин Миронова в спектакле игривый, обаятельно картавит. Его как будто собрали из массы мифов и представлений о нем — он то закладывает правую руку за борт пиджака, то вытягивает ее картинно вперед, произнося свою речь перед единственным и самым верным своим слушателем — Крупской. Он выстраивает свою жизнь как спектакль — остается только дождаться своего выхода. Анекдотичность позволяет отстраненно воспринимать актеров в роли Ленина и Крупской.

  Окончание истории так же внезапно и фантасмагорично, как и все действие. Утомившийся от очередной "репетиции" будуших публичных выступлений Владимир Ильич проваливается в глубокий сон. Он засыпает сидя, сложив кисти рук на груди. Эта мизансцена явно отсылает нас к дню сегодняшнему и напоминает о почти вековом сне вождя в Мавзолее. Вагон озаряет кроваво-красный свет — пламя грядущей революции. Стремительно летящий вагон вдруг резко останавливается. "Конечная, идем в депо", — будит задремавшего пассажира обходчик. Герой Владимира Колесанова одет уже в современную униформу, а не в форму проводника начала 20 века. Взбудораженный резким пробуждением, Миронов-Ленин с трудом понимает, что с ним произошло. Исчезло все, что составляло его жизнь. Нет рядом его Наденьки, пропал и маленький чемоданчик-конторка с писчими принадлежностями, куда героиня Евгении Дмитриевой педантично складывала записанные за мужем речи, письма Инессе Арманд, на которые сама и отвечала. Кровавая заря сменилась тусклым рассветом... Герой Евгения Миронова обеспокоенно спрашивает обходчика о последних событиях в мире, но ответ лишь погружает его в еще большее смятение. "Какой же за окном год, если снова революции, войны?" — спрашивает себя Владимир Ильич.

  Сотканный из шлейфа мифов образ Ленина дает возможность создателям эскиза, режиссеру Талгату Баталову и драматургу Дмитрию Богославскому, выстроить историческую перспективу от дня прошлого до дня нынешнего. Они отправили Ленина в вагоне Полонсо не столько с историческим, сколько с накопившимся в общественном сознании багажом, приобретшим амбивалентность политического анекдота, на исходную "станцию", оставляя его в смятении и недоумении.

  Подцепляет сюжет "Вагона системы Полонсо" следующая серия "Мёртвые" режиссера Сергея Чехова и драматурга Константина Стешика, в основе которой главы романа "Мельница" и "Лошадь", события в которых развиваются на фронтах Первой мировой, затем в серии "Ячейка" (23 декабря, автор Егор Матвеев, режиссер Михаил Башкиров) события развиваются уже в конце февраля—начале марта 1917-го года, и история, мчащаяся на красных колесах революции прибывает на последнюю "станцию российской империи" — псковскую станцию "Дно". 24 декабря театральный сериал "Красное колесо" завершится последней серией лаборатории — эскизом "На "Дне" (автор Полина Бородина, режиссер Артем Терехин). В заключительной серии по дороге из могилевской ставки в Царское Село, император Николай II отречется от престола. Дальнейшая история нам известна.