Top.Mail.Ru
Сегодня
7 p.m. / Основная сцена
Сегодня
7 p.m. / Екатеринбургский театр юного зрителя, ул. Карла Либкнехта, 48
Касса  +7 (495) 629 37 39

Настоящее событие в театральной жизни столицы произошло 9 апреля. Так называют премьеру спектакля "Иранская конференция" по пьесе Ивана Вырыпаева. И дело даже не в нескольких актерских ансамблях, хотя на сцене блистают только звезды Евгений Миронов, Ксения Раппопорт, Ингеборга Дапкунайте, Чулпан Хаматова, Станислав Любшин, Вениамин Смехов, Игорь Гордин и другие ведущие артисты. Дело в самой пьесе, именно она является мощным локомотивом, движущей силой, пробивающей инертность сознания, обыденность восприятия, побуждая включится мыслительному процессу.

Театральный критик Анна Виноградова пишет: Иван Вырыпаев, один из выдающихся современных драматургов, пишущих на родном нам русском, показал свою сценическую версию "Иранской конференции" в декабре прошлого года в центре "На Страстном" с польскими актерами на английском языке и все два часа сам читал синхронный перевод для московской публики. Постановка произвела яркое впечатление на Евгения Миронова, художественного руководителя театра наций, который задумал поставить пьесу в своем театре и пригласил режиссера Виктора Рыжакова, который уже имел успешный опыт работы с текстами Вырыпаева в театральном центре "Практика". В 2002 году он поставил "Кислород", в 2004 - "Бытие № 2", в 2006  - "Июль", а в 2014 - пьесу "Пьяные" на сцене МХТ им Чехова. Все спектакли имели большой резонанс и горячий отклик у публики. И вот новая совместная творческая работа, сложная, необычная, глубокая.
"Иранская конференция" - пьеса бессюжетная - здесь нет завязки, развития, явного взаимодействия героев и традиционной театральной динамики. Конференция - сугубо деловое мероприятие по заданной проблематике и списком выступающих. И проходит она в Копенгагене, в Дании - успешной стране с высоким уровнем развития и социально обеспеченным населением, у которого есть время, место, и, главное, желание задуматься о судьбах несчастных, несвободных, бесправных, подавляемых физически и морально.  Друг за другом к микрофону выходят спикеры - ученый-востоковед, журналистка, побывавшая в иранском плену, политолог, супруга премьер-министра, активно занимающаяся благотворительностью, эпатажный писатель, скандально прославившийся священник, известный дирижер и иранская поэтесса, спасенная мировой общественностью от смертной казни.  Постановка проста и без изысков - лишь ряд прозрачных пластиковых стульев, которые постепенно заполняются уже выступившими и огромный экран на заднике сцены с проекцией то крупных планов ораторов, то залом ожидания оставшихся персонажей. Но даже из этой, антуражно скудной сценографии режиссер сумел "выжать"  действенный прием - в процессе монологов героев наступает такой момент, когда экран начинает трястись и искажаться, и здесь кажущиеся технические помехи имеют дополнительную вводную для зрителя - эту зыбкость с возникающими вопросами - а та ли эта истина, а чья эта правда, а насколько она созвучна моему мировосприятию? 

Основное достоинство режиссерской работы Рыжакова - ее протокольная документальность, нарочитая "скучность", с нужными, умными акцентами на самом существенном - тексте Ивана Вырыпаева. Именно текст драматурга и есть суть самого спектакля. Он и в предыдущих пьесах был особенный, пронизанный глубокой и чувственной мелодикой, почти "рифмованным" ритмом, каким-то магнетическим, завораживающим слогом. И всегда, всегда с ясным смыслом.  

В "Иранской конференции" Вырыпаев выглядит еще более зрелым, философски настроенным автором. Он говорит с нами искренним, честным, открытым языком, умело вовлекает в дискуссию, чередуя героев с разными мнениями, сталкивая их, накаляя атмосферу разнообразием мыслей, суждений, позиций. Здесь нет места пафосу и патетике, только пережитые драмы, раскрывающие понятия и принципы реальности, познания человека о бытие, о мире, вселенной, самой сути человека. У каждого персонажа предельно ясный контекст, наделенный определенной философией. Кто мы - общество потребителей, ищущих умиротворение в исполнении всех своих желаний - от удобных ботинок до "мира во всем мире"? Или мы не можем спокойно спать, зная как подвергают смертельным пыткам за малейшую провинность в мире ислама? Где тот безоговорочно принимаемый верующими Бог и виновен ли он во всех земных радостях и страданиях?  Может мы все - просто геноносители случайных половых контактов, вырастающих в определенном исторически и культурно сложившимся этносе? Наделены ли мы способностью ощущать себя счастливыми в нищете и горестях? А может цель и смысл жизни в самой жизни, ее развитие и познании? Вопросы и ответы кружат и кружат в напряженной атмосфере абсолютно проникнутого зала, только всплеск аплодисментов после каждого монолога актеров. Кстати, пора и актеров похвалить - практически все сумели "поймать" и передать гипнотизирующий темп вырыпаевских текстов, благо что на сцене все гениальные, состоявшиеся люди, настоящие личности со своей позицией в жизни и искусстве. Но мне хочется выделить Игоря Гордина, который открывал этот парад блистательных монологов и с первых фраз сумел настроить публику на философский лад, Ксению Раппопорт, ярко раскрывшую глубокую трагедию и вселенский масштаб мироощущения своей героини, мудрого, сдержанного в своей красивой старости Любшина, пронзительные стихи невероятно харизматичной Хаматовой. 
"Иранская конференция" - стоящий спектакль, продукт слаженного оркестра единомышленников - талантливых, смелых, чувственных людей, желающих видеть нас, своих зрителей, думающими, духовно богатыми, настоящими.