Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

В ноябре в Новом пространстве Театра Наций будет представлена премьера VR-проекта «Я убил царя» в постановке Михаила Патласова. Надев шлемы виртуальной реальности, зрители увидят художественное исследование гибели царской семьи Романовых, созданное на основе многочисленных документальных материалов.

«После показа в «Чука и Гека» в Москве Евгений Витальевич подошел ко мне с вопросом о том, чем я сейчас занимаюсь. Я озвучил ему идею и она сразу нашла в нем отклик, потому что он в тот момент, занимаясь подготовкой к сериалу о Ленине, перечитал множество литературы о царской семье. К активной работе над проектом с командой приступили с июня прошлого года. Мне близка эта история тем, что VR дает пережить сугубо личный, а не некий коллективный опыт, как обычно это происходит в театре. Эта замкнутость рождает эмпатию и при этом сохраняется иммерсивность, вовлеченность зрителя в историю. Эта технология помогает проникнуть в человека максимально. Кинематограф тоже сначала использовался как развлечение пока к нему не обратились художники. VR для театра — зыбкий язык, поэтому мы, конечно, создаем сейчас настоящий эксперимент. Даже найти специалиста, умеющего монтировать в 360, достаточно трудно. Сама структура спектакля выстроена по хронологии, начиная с первого дневника Николая в Тобольске, период «Дома свободы» — губернаторского дома в Тобольске, где несколько месяцев жили в ссылке Романовы, затем приезд туда Яковлева по приказу Свердлова, снятие погонов с царя. Мы берем за основу сохранившиеся дневники Александры Федоровны и уже на эту структуру нанизываем параллельные истории. О том, как принималось решение Уральского облсовета, заполучившего в итоге семью, которая находилась в абсолютном неведении, и о людях, окружавших царскую семью. Одной из таких интересующих нас фигур стал комиссар Яковлев и его роль в жизни семьи. Николай до последнего верил, что будет некий суд, который так и не состоялся. Мы нашли множество реальных документов в архивах, подтверждающих все эти события. Артистов кроме заглавных ролей подбирали с помощью открытых кастингов. Мне было важно сохранить внешнюю похожесть и этническую принадлежность, потому что, парадоксально, но это отражает характер героев. Меня во всей этой истории особенно держит момент, связанный с тем, как именно происходил расстрел царской семьи: мы поняли, что цесаревич погиб предпоследним. Мальчик увидел гибель всей своей семьи. Его ранил Никулин, который играл с ним, но добить его не смог, добил Юровский. Само осознание этой ситуации больше всего меня поражает. Мы нашли 22 документа, подтверждающих последовательность расстрела. Ни о чем из этого советская власть не сказала. Мне кажется, что мы должны разобраться в этой истории по пунктам, особенно сегодня».

Вместе с режиссером над проектом работают драматург Алина Шклярская, видеограф Андрей Ковалев, реконструировавший фотосистему Прокудина-Горского и снявший этими старинным объективами видеоконтент, медиахудожники Михаил Иванов и Алина Тихонова, художник-постановщик Александр Мохов, 3D-специалист Павел Гордеев, композитор Андрей Гурьянов, художник по костюмам Екатерина Никитина и художник по свету Стас Свистунович. В роли Николая II — Евгений Миронов, Александры Федоровны — приглашенная актриса Александринского театра (Петербург) Ольга Белинская.