Режиссер Петр Шерешевский в Театре Наций все перелопатил, не оставив от драмы Пушкина практически ничего. Действие перенесено в интерьеры школьного спортзала – отсутствуют Кромы и Кремль, Чудов монастырь, нет царских палат, фонтана, сада, парчовых облачений и прочих примет быта Смутного времени. Царские палаты превратились в спортзал, а вместо бояр – охранники.
«Спортзал – это некий образ его персонального ада, для нас в детстве школьный спортзал – это некое место насилия, унижения и такое достаточно агрессивное пространство, и в умирающем мозгу ад вполне себе может так сформулироваться», – так «оправдывает» режиссер Петр Шерешевский пертурбации классика.
Помимо того, что все действо постановки происходит в спортзале, есть ведь еще и масштабная проекция «Бориса Годунова» на заднике сцены. Вот тут-то и происходит главный катарсис происходящего: крупные планы действующих лиц позволяют в полной мере оценить действия актеров. Именно игра актеров премьерного спектакля и спасает постановку. Невероятно харизматичный Игорь Гордин, чувственная Юлия Хлынина, невозмутимый Сергей Беляев, эксцентричный Данил Стеклов, артистичный до неузнаваемости Виталий Коваленко, спонтанный Александр Кудренко и талантливейшая в своем образе Мария Биорк.
Их игру, их сопереживания, их эмоции, их страсти и профессиональное их воплощение на сцене зрители видят словно под микроскопом благодаря той самой проекции. Крупные планы транслируют в режиме реального времени несколько камер. И даже сидящих в зале зрителей показывают пару раз в ходе спектакля.
Шведская стенка, козел, скамейки, стол для пинг-понга, множество мячей: футбольных, волейбольных и баскетбольных, а в одном из эпизодов и два ведра белых мячиков для пинг-понга; выкрашенные зеленой краской стены и облицованные кафелем душевые. Вот в таком антураже и происходит переосмысление Пушкина: на столе царь Борис, якобы уже умерший, и все, что последует затем – произойдет в его воображении, в тех самых «Снах».
Борис Годунов пытается пересмотреть главные моменты своей жизни: от обретения власти до собственно смерти. А жанр «сна» дает режиссеру и труппе постановки свободу в интерпретациях классического произведения Александра Сергеевича Пушкина.
«Так как спектакль называется «Борис Годунов. Сны», то мы имеем право на некоторые сюрреалистичные вещи, которые происходят во снах… Мне было интересно попробовать вот такой способ неожиданный. Я понимал, что это будет такой странный, неожиданный способ, но тем интереснее. Это вызов для артиста, это всегда здорово, азарт просыпается», – сказал о главном Игорь Гордин, исполнитель роли Бориса Годунова.
Теперь он точно получит за этот образ все театральные премии сразу. Игорь Гордин показал себя в спектакле как великий драматический артист, играющий не злодея, а живого, рефлексирующего героя, любящего своих детей.
В премьерной постановке задействованы фрагменты из первой редакции пьесы и дневники Пушкина. Переходя с поэзии на прозу, актеры тем самым как-бы соединяют времена Годунова и Пушкина с нынешним. Кроме музыки, написанной специально для спектакля композитором Ванечкой (Иван Бессонов), со сцены звучат песни постсоветской эпохи. Эти ассоциации и делают пушкинский текст живым и понятным, как для 50+, так и для тех, кто только отметил восемнадцатилетие.
«Мы пытаемся осознать, как драма Пушкина резонирует с сегодняшним временем и сознанием. Этим я занимаюсь всегда с любой драматургией. Я думаю, что театр – это всегда про сегодня и это всегда про интимные переживания. Но поскольку интимные переживания мои совпадают с интимными переживаниями артистов и людей, сидящих в зале, то интимное становится и общественным», – так философски красиво объясняет режиссер Петр Шерешевский то, что он презентует зрителю в Театре Наций.
Спортзал-чистилище, в котором попадают мячом в корзину, показывают фокусы, танцуют, читают частушки и все это ради «препарирования вопросами совести и чести». Во все времена одна власть сменяет другую, а верноподданные «переобуваются на ходу». Шуйский, Басманов и Пушкин это и демонстрируют, буквально переобуваясь в шикарные кроссовки.
«Бедные дети», – как сказала одна из коллег после просмотра, директором которых становится блуждающий по аду, принявшему форму школы, Годунов – видимо, главные выгодоприобретатели премьеры в Театре Наций. Помимо, как уже сказано выше, артистов, которые так сыграли, что можно закрыть глаза на режиссуру Петра Шерешевского, «искромсавшего» Пушкина.
Решение идти ли в Театр Наций на премьеру спектакля «Борис Годунов. Сны» принимать, конечно же, зрителю.