Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Месседж постановщиков: нелюбовь к своим родным опасна для жизни
«Синяя, синяя птица» — музыкальный спектакль под таким названием с возрастным цензом 6+ выпустили в Театре наций. Дважды синяя — чтобы не путали с классической сказкой Метерлинка. Впрочем, ассоциаций со знаменитым мхатовским спектаклем предостаточно: от серебристых птиц, которыми декорирован занавес, до хора «Идем за синей птицей». Разумеется, не на музыку Ильи Саца: композиторы Сергей Боголюбский и Дария Ставрович создали для спектакля новую партитуру, очень выразительную, лаконичную, с современным саундом в стиле поп-рок. Здесь все ярко и красиво — костюмы, декорации, трюки, видеопроекции, летающая по залу синяя птица. Но это не самоцель. Главное — это актуальный месседж о том, как опасна для жизни нелюбовь к своим родным.


Зрители еще не успевают рассесться по местам, а представление уже начинается ярким, веселым и чуть-чуть агрессивным клоунским шествием. Носатые клоуны в красных париках с наклеенными бородами под руководством смахивающего на Карабаса-Барабаса сеньора Гастролли зазывают маленьких зрителей в соблазнительный парк аттракционов. За денежки, естественно. Авторы спектакля — известный режиссер и хореограф Олег Глушков, художники и соавторы либретто Вадим Воля и Ольга-Мария Тумакова — вполне сознательно построили свой спектакль на аллюзиях с самыми любимыми и популярными западными сказочными сюжетами: «Пиноккио», «Гензель и Гретель», «Волшебник страны Оз», «Снежная королева», «Оле-Лукойе», «Синяя птица» и даже «Волшебная флейта». На узнаваемый калейдоскоп образов наложен собственный сюжет о девочке Матильде, которая в приступе эгоизма отказывается идти за лекарством для своего заболевшего брата Тиля. И даже произносит роковую фразу: лучше бы его не было!


И вот его не стало. Куда-то делся. Утащила его Царица ночи, прямо как Снежная королева Кая. Только в отличие от холодной и бесчувственной Снежной королевы Царица ночи мотивирована гуманными соображениями: не любишь брата? Найду тех, кто его полюбит. Ну просто какая-то европейская ювенальная юстиция, да и только!

Матильда отправляется в путешествие по всем сказочным законам, встречая на своем пути как друзей — забытого в свое время на даче плюшевого медвежонка, — так и недругов. Один из них — прелестный Карамельный король в образе белого Элвиса с целой гвардией конфет и пирожных и сластей всевозможных — реально опасен для зубов и желудка Матильды. Но самое большое испытание ждет Матильду, когда она становится добычей коварного Птицелова, сажающего девочку в клетку. На нее приходят посмотреть птицы, для которых она всего лишь экспонат. Для детей — повод задуматься: так ли безобидны зоопарки? Ну а для взрослых (спектакль позиционируется как семейный) — человек в клетке вызывает сегодня дополнительные ассоциации. И таких моментов в спектакле немало. Он на удивление полон идеологических смыслов, укладывающихся в актуальные демократические мантры типа: будь свободным, будь самим собой, не подчиняйся навязанным правилам, не веди бессмысленной войны.

В спектакле заняты прекрасные артисты — Дарья Макарова, Вадим Мичман, Станислав Беляев, Евгений Зайцев, Роман Аптекарь, Анна Гученкова и многие другие. Они играют по нескольку ролей и великолепно поют.

Надо ли говорить, что детям очень нравится этот спектакль. И им вполне понятны серьезные смыслы, которыми авторы решили поделиться и с детьми, и со взрослыми. В финале персонажи в жанре документального вербатима делятся со зрителями, чем для них является синяя птица. Их высказывания немного наивны и отнюдь не пафосны. И это отличная провокация для того, чтобы родители спросили своих детей: а что для тебя синяя птица?