В Театре Наций прогулялись по Шекспиру
Сначала - "Гамлет Коллаж", теперь "Шекспир. Лабиринт". Похоже, Театр Наций решил ответить на все глобальные притязания по поводу нового прочтения шекспировских творений двумя короткими "нет".
"Нет" возможности войти в контакт со всем объемом шекспировского гения, а можно лишь попробовать проложить новые маршруты между разрозненными актами его биографии и творчества. Если "Гамлет Коллаж", творение знаменитого режиссера Робера Лепажа, означал только выборку гамлетовских монологов и метаморфоз, то юбилейная экскурсия "Шекспир. Лабиринт" представляет собой непритязательное, хулиганское, юношеское, но и амбициозное прочтение мифа о Шекспире, стремительное и безответственное, как Википедия.
Московский музей современного искусства МMOMA (Василий Церетели, Алексей Новоселов, Юрий Юркин) представил мультимедийный проект. Дальше путешественники-зрители отправились на освоение лабиринта, в котором легко запутаться не только неофитам, но и заядлым шекспирологам. Отражения шекспировского творчества в мировой культуре столь впечатляющи, что лучше начать с казусов попроще. Прослушав в тоталитарной темноте "великорусскую" речь Ивана Тургенева о Шекспире (Liquid Theatre), путешественники двинулись к французской куртуазной традиции, представленной оперой "Гамлет" (1868) Шарля Луи Амбруаза Тома, поставленной Филиппом Григорьяном в мимимишно-розовых тонах с котеночком, как в life, так и видеоформате с прелестным голоском хорошенькой Анастасии Лебедюк. Пораженные знанием о такой опере, путешественники двинулись дальше, чтобы в буфете театра опробовать продукцию театра "Трикстер" "Тит Андроник". Самую кровожадную пьесу Барда сладострастно раздирали на части куклы режиссера Вячеслава Игнатова в поэтической переделке Екатерины Поспеловой, а публике предлагали пирожки с "человечинкой" и кровавый томатный сок.
Перекусив в промежутке, двинулись дальше, чтобы в полной мере насладиться еще одним кровавым сюжетом. Лауреат последней "Золотой маски" Тимофей Кулябин решил трагедию "Макбет" как монодраму и пародию на "Гамлет / Коллаж". Он и художник Олег Головко связали в гардеробе смирительной рубашкой актрису Елену Морозову, и та в отчаянии, на пределе своего трагического темперамента пыталась отмыть силиконовые руки от крови, пользуясь только раковиной с краном и собственным ртом-резервуаром. Впечатляющая сцена в духе садо-мазо потребовала иных пространств, и путешественники двинулись в верхнее фойе с его зеркалами, чтобы увидеть танцевальную версию "Гамлета" в манерном исполнении группы Dialogue Dance.
Заведя публику в какую-то таинственную комнату, режиссер Юрий Квятковский и художник Галина Солодовникова расположили ее вокруг стеклянного стола и превратили в таинственную "масонскую" редколлегию, где создаются очередные актуальные произведения великого Анонима. Собственно, идея Анонима и была центральной во всем этом юбилейном путешествии по театру. Надев маски "шекспиров", все мы превратились в его тайных агентов, каждым своим шагом подтверждая мрачноватые воззрения Барда на историю и человека.
Из этой анонимной версии нужно было двинуться в полутьму, чтобы услышать гениальную поэму Варлама Шаламова "Фортинбрас" в чьем-то анонимном, но тоже гениальном исполнении (режиссер Дмитрий Волкострелов). Поскольку в программке половина информации была сокрыта, пришлось проводить собственное расследование, чтобы узнать и имя автора поэмы (для тех, кто, к стыду, не узнал его с первых строк), и чтеца. Им оказался выдающийся мастер сценической речи, сподвижник Льва Додина Валерий Галендеев. Это его голосу и неподражаемо виртуозной форме мы обязаны огромному впечатлению от "Фортинбраса". Обидно было за тех путешественников, которые не имели возможности задать вопрос создателям относительно скрытых в программке имен и обстоятельств (а жаль, они бы могли просветиться так же сильно).
Весь проект венчала "Буря" - световая инсталляция Юрия Квятковского. Созерцая пустую сцену из лож и балконов, путешественники слушали знакомый до боли голос Лии Ахеджаковой и чувствовали, какое опасное путешествие подошло к концу.
Стоит только сказать к финалу, что идея этого юбилейного путешествия по театру принадлежала Роману Должанскому и Евгению Миронову, режиссировал его Филипп Григорьян, а драматургом проекта выступила Ольга Федянина.