Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Театр наций представил постановку о жизни "прикасаемых"

Обычным людям сложно представить, как живут инвалиды, лишенные самых привычных для нас чувств - зрения или слуха. Прикоснуться к их жизни и попробовать ее наощупь предложили зрителям инклюзивного спектакля «Прикасаемые».
Постановка прошла в Театре наций в рамках Международного фестиваля - школы современного искусства «Территория». Слепоглухие актеры играли в спектакле наравне со звездами - Ингеборгой Дапкунайте и Егором Бероевым. У всех - повязки на глазах и наушники, вместо речи - дактиль, специальная невербальная азбука для инвалидов.

- Возможно, мы не понимаем слепоглухих в том числе и потому, что не умеем слушать и видеть людей вообще, - считает режиссер-постановщик спектакля Руслан Маликов. - Причем, порой даже самых близких... Это общечеловеческая проблема, просто для слепоглухих она предельно обострена.

Зрителям тоже предложили надеть повязки и попробовать добраться до своих мест в зале наощупь. Не без помощи сопровождающих, конечно… Закрываю глаза и иду - кажется, бесконечно. Натыкаюсь на других людей, спотыкаюсь о ступеньки - а ведь я хотя бы могу слышать чужие шаги и голоса, и вовремя остановиться…

- Даже если вы закроете глаза и заткнете уши, вы так и останетесь зрячеслышачими людьми. Только с закрытыми глазами и ушами, - резюмирует Александр Суворов, профессор МГППУ и один из участников спектакля. - Наш мир - тактильный, мы живем наощупь, воспринимаем запахи.

История Александра Суворова стала стержнем всего спектакля. Зрение он потерял в 4 года, слух - в 9. Спасением стали книги. Он смог принять участие в Загорском эксперименте и получить высшее психологическое образование вместе с еще тремя слепоглухими студентами. Теперь Профессор ведет научную работу - как и Ольга Харитонова, героиня Ингеборги Дапкунайте, сумевшая перевести образы своего мира на язык обычных людей.

- Почему слепоглухие дети так любят качели? В интернате качелей много, и дети качаются на них, пока их не отведут на обед или спать, -задается вопросом актриса в спектакле. И сама же отвечает. -Потому что ощущение невесомости, полета, ветер в лицо - это одни из немногих доступных им чувств.

Истории, рассказанные на сцене Театра наций - с хеппи-эндом, если можно так выразиться. Люди, осторожно ощупывающие пространство перед собой в начале постановки, к ее концу свободно кружатся в танце.

- В России примерно 15 тысяч слепоглухих, но это условная цифра, — рассказал директор Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов. — Наша задача - достучаться до этих людей и понять их потребности. Главная идея в том, что слепоглухие актеры-непрофессионалы работают вместе с профессиональными актерами. На наш взгляд, именно такая комбинация больше всего отвечает миссии фонда – интеграции слепоглухих в общество.

Премьера спектакля назначена на март 2015 года.