В Театре наций представят необычную премьеру – социальный спектакль "Прикасаемые" режиссера Руслана Маликова. Постановка включает интерактив со слепоглухими москвичами и выступления танцоров Dialogue Dance. В рамках подготовки к спектаклю организована творческая лаборатория под руководством Евгения Миронова, которая является частью IX международного фестиваля современного искусства "Территория". Тренинги проходят при содействии Фонда поддержки слепоглухих.
Корреспондент M24.ru побывала на одном из тренингов. О танце, объединяющем людей с разными физическими возможностями, Загорском эксперименте и азбуке для тех, кто живет в темноте, – читайте в нашем материале.
Танец как терапия
То, что происходит в зеркальном фойе Театра наций репетицией спектакля можно назвать с трудом. Скорее это социальная адаптация, тренинг для тех, кто потерял зрение и слух, и нас с вами, обычных людей, у которых в силу определенных обстоятельств притупилась способность сопереживать. По задумке создателей лаборатории, еженедельные тренинги эту способность обостряют. А еще дают людям с особенностями восприятия мира вновь почувствовать себя включенными в социум.
Никаких декораций здесь нет, они лишь помешают уроку. Посреди зала поставлены две скамейки, на них усаживают слепоглухих, которым предстоит сначала познакомиться с артистами, а затем принять участие в хореографическом уроке от солиста Dialogue Dance Евгения Кулагина.
Это не шутка. Люди, передвигающейся с помощью поводырей, будут танцевать; не способные произносить слова – общаться со зрителями.
В первые минуты действие напоминает сюжет пьесы Мориса Метерлинка "Слепые". Участники тренинга, потерявшие зрение и слух, общаются на неведомом языке, произносят чересчур громкие звуки, непривычные для "непосвященных".
Артисты Dialogue Dance становятся наставниками слепоглухих, ведут за руку, помогают почувствовать пространство и музыку. Мелодии здесь именно чувствуют – по периметру зала установлены колонки, и те, кто не слышит, ловят ритм, ощущая вибрацию.
Общаются артисты и их подопечные с помощью дактиля – азбуки для слепоглухих. Вербальный инструмент здесь заменяют руки, буквы пишут пальцами на ладонях. Для того, чтобы уравнять возможности, танцоры надевают на глаза маски для сна. Теперь и они двигаются в кромешной тьме. Поначалу люди скованы. Они ощупывают ногами пол, трогают друг друга, осторожно передвигаясь по залу. Но уже в середине тренинга слепоглухие будут практически без помарок выполнять задания хореографа, а в финале закружатся в танце и освоят "броуновское движение" - когда быстро и свободно перемещаются в пространстве, не сталкиваясь и не задевая друг друга. "Броуновское движение" как лакмусовая бумажка, чем меньше столкновений, тем лучше члены группы изучили пространство и себя в нем.
По словам драматурга Марины Крапивиной, обычно слепоглухие ведут замкнутый образ жизни, общаются лишь между собой.
"У них есть некоторые предубеждения относительно окружающего мира, а у нас – неправильное восприятие этих людей. Мы их сторонимся, думаем, что они другие. Тренинги, которые затем станут основой интерактива для спектакля, помогут наладить коммуникацию между людьми с ограниченными возможностями и теми, кто хорошо видит и слышит. Во время действия "Прикасаемых" слепоглухие будут контактировать со зрителями", - отметила Крапивина.
В конце тренинга по просьбе Евгения Кулагина танцоры и их подопечные образуют круг, взявшись за руки. Эта геометрическая фигура из человеческих тел живая, она движется то расширяясь, то сужаясь. В круг принимают еще одного участника – руководителя лаборатории, актера Евгения Миронова. Он впервые осваивает дактиль - общение через прикосновение к руке.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Евгений Миронов актер, художественный руководитель Театра наций
Удивительные ощущения. Выполняя упражнения я впервые почувствовал себя настолько неуверенным, не знал, как себя вести. А люди с проблемами слуха и зрения, они так свободны. Женщина, с которой я работал в паре, была ведущей, а я ведомым, с трудом считывал буквы по руке, появился страх пропустить слово. И я ощутил, что такое тот самый ступор, который побуждает человека либо отвернуться, либо помочь и забыть. Мне бы хотелось, чтобы этот проект дал нам возможность по-другому посмотреть на самих себя.
Почему в лаборатории участвует Dialogue Dance? Думаю, слово не может объединить людей так, как танец.
По следам Загорского эксперимента
"Творческая лаборатория с участием слепоглухих лишь предыстория спектакля. Его героями, предположительно, станут участники Загорского эксперимента, проводившегося в 1970-х годах. Суть в том, что четверых слепоглухих из Загорска (ныне Сергиев Посад) привезли в московскую лабораторию, где готовили к поступлению в МГУ. Так советские научные деятели пытались доказать, что человеческие возможности безграничны", - рассказала Марина Крапивина.
В "Прикасаемых" представят четыре истории участников эксперимента: Александра Суворова, Сергея Сироткина, Юрия Лернера и Натальи Корнеевой.
В рамках эксперимента, научную ценность которого оспаривают по сей день, слепоглухие получили высшее образование и достигли определенных профессиональных высот.
Александр Суворов, который принимает участие в лаборатории Миронова, является доктором психологических наук и ведущим сотрудником Психологического института РАО. Сергей Сироткин получил степень по философии. Наталья Корнеева вышла замуж и родила двоих детей.
"Более трагичная судьба у Юрия Лернера, он умер в интернате в возрасте 55 лет. Но за недолгую жизнь успел зарекомендовать себя в качестве талантливого скульптора", - добавила драматург.
Кроме историй "загорской четверки" в основу спектакля легли и другие документальные материалы. Зрители узнают о жизни одной из самых известных слепоглухих в мире – Хелен Келлер, которая потеряла зрение и слух в раннем детстве.
"Хелен жила в ХIХ веке. Тогда еще не знали, как помочь слепоглухим людям. Много лет девочка провела во тьме. Но потом к ней приставили гувернантку, которая обучила Хелен дактилю. В итоге Келлер удалось закончить школу и университет", - отметила Крапивина.
Хелен Келлер написала более десяти книг, в которых поделилась полученным ею опытом. История "советской Келлер" - Ольги Скороходовой – также заинтересовала создателей спектакля.
В свое время Скороходова была единственным в мире слепоглухим научным сотрудником. Она занималась дефектологией и педагогикой, получила степень кандидата психологических наук и написала несколько научных работ о проблеме воспитания и обучения слепоглухонемых детей.
"Это не спектакль развлечение. Он потребует от зрителей определенной работы над собой. Интересно, что коммуникацию между слышащими наладить иногда сложнее, чем между обычным человеком и тем, кто имеет ограниченные физические возможности", - заключила Марина Крапивина.
Для Марины Крапивиной "Прикасаемые" - второй социально-театральный проект. Год назад был вербатим "Бросить легко", в котором участвовали наркозависимые. Они рассказывали свои истории, а затем разыгрывали их на сцене. Этот спектакль также был поставлен Русланом Маликовым.
Премьера "Прикасаемых" состоится в марте 2015 года. Спектакль с интерактивной частью войдет в репертуар Театра наций.
РУСЛАН МАЛИКОВ
Руслан Маликов – режиссер. В числе его театральных работ спектакли "Собиратель пуль", "Небожители", "Кеды", которые представлены зрителям театра "Практика". Маликов также ставил в Театре.doc, "Политеатре" и Театре наций. В 2010 году вместе с Валерийе Гай Германикой работал над сериалом "Школа".