Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Поводом для встречи с министром культуры Ставропольского края Татьяной Лихачевой стало недавнее завершение творческого сезона в двух государственных театрах края – Академическом театре драмы им. М. Ю. Лермонтова и театре оперетты в Пятигорске, по праву считающихся лидерами отрасли на Ставрополье. Но разговор получился гораздо шире. 

– Татьяна Ивановна, это ваше первое интервью в качестве министра. В связи с этим принципиальный вопрос по теме: вы любите театр? И что есть театр для вас?
– Театр – волшебный мир. Чудесная область творчества профессионалов, всегда открытая для чувствующей души простого зрителя. По-моему, это самое близкое к человеку живое искусство, ведущее нескончаемый диалог со временем. Сама сценическая форма общения к этому обязывает: зритель смотрит – узнает – сопереживает. Иначе не будет диалога.

 В моей жизни случилось немало прекрасных встреч с удивительными актерами и спектаклями, оказавшими важное влияние на формирование мировоззрения. Есть в личной зрительской копилке театральные впечатления, которые навсегда останутся эталоном. Совсем недавно в этом ряду появилось еще одно – от спектакля «Рассказы Шукшина» Государственного театра наций, побывавшего на фестивале в Пятигорске. Виртуозная игра великого артиста нашего времени Евгения Миронова и образы, созданные великолепной Чулпан Хаматовой, возвышают зрителя, примиряют с действительностью, наполняя ее высоким смыслом.

– О нынешних фестивалях в Пятигорске стоит поговорить подробнее, ведь в отличие от большинства наших читателей вы имели возможность там побывать.
– Да, действительно, мне посчастливилось увидеть спектакли программы фестиваля «Театры России – Северному Кавказу», прошедшие на сцене Ставропольского государственного театра оперетты. По-моему, это провидческая творческая акция художественного руководителя Театра наций народного артиста России Евгения Миронова. Он сумел найти аргументы, доказать власти, что людям, живущим на Кавказе, необходимо высокое театральное искусство, основной темой которого остается русская классика! И вот в течение недели в столицах всех республик Северного Кавказа и в Пятигорске свои лучшие постановки представили Театр имени Вахтангова, МХТ имени Чехова, «Табакерка», «Сатирикон» и Театр наций. Фестивальную программу открыла пьеса Лермонтова «Маскарад» в постановке Римаса Туминаса. Всем, кому посчастливилось попасть на этот спектакль, никогда не забыть главный образ – Арбенина в исполнении Евгения Князева. Эта работа – тема для отдельного большого разговора.

– Одновременно прошедшие в Пятигорске первый фестиваль «Театры России – Северному Кавказу» и Хl фестиваль «Театры малых городов России», мне кажется, уже сегодня можно назвать крупнейшими событиями культурной жизни региона в 2013 году.
– Несомненно! И по масштабу, и по уровню организации, и по общественному резонансу, наконец, по объему привлеченных федеральных средств. Фестивалю была оказана адресная поддержка Администрацией Президента Российской Федерации, Министерством культуры России, полномочным представителем Президента РФ на Северном Кавказе и губернатором Ставропольского края. В край приехала особая фестивальная публика – известные театральные деятели, журналисты. Впервые на Ставрополье в числе почетных гостей побывал и министр культуры России Владимир Мединский.

Огромное внимание широкой публики городов-курортов привлек Хl фестиваль «Театры малых городов России». В зале театра оперетты каждый вечер шли спектакли драматических театров из Мытищ, Майкопа, Каменск-Уральска, Серова, Минусинска и Лысьвы. Параллельно в зале «Камертон» Госфилармонии на Кавказских Минеральных Водах ежедневно проходили конкурсные показы спектаклей малой формы. Всего же компетентное жюри во главе с народной артисткой России Ольгой Остроумовой оценило 13 спектаклей, определив двух победителей: «Фрекен Жюли» театра-студии «Грань» из Новокуйбышевска и «Короли и капуста» Глазовского театра «Парафраз» (Удмуртия). Они будут показаны в Москве на сцене Театра наций в следующем году.

– Что, на ваш взгляд, можно назвать главным итогом этих фестивалей, что они дали ставропольским театрам, не вошедшим в число участников?
– Прежде всего следует сказать о том, что весной актеры Ставропольского государственного театра оперетты приняли у себя творческую лабораторию Театра наций. В Пятигорск на мастер-классы и репетиции приехали столичные педагоги, режиссеры, театроведы. Одна из работ лаборатории – музыкальный спектакль В. Плешака «Кентервильское привидение» – попала в афишу театра оперетты. Вторая – балет «Сон» по мотивам стихотворений М.Ю. Лермонтова на музыку Альфреда Шнитке – была представлена на фестивале во внеконкурсном показе. Оригинальная хореографическая постановка также займет достойное место в репертуаре театра оперетты и, бесспорно, будет востребована зрителем, особенно в год 200-летия М.Ю. Лермонтова.

На церемонии закрытия арт-директор фестиваля известный театральный деятель Олег Лоевский справедливо отметил, что все дни на фестивале был очень благодарный зритель, и выразил признательность жителям Пятигорска «за ту любовь, которую они нам подарили». В его выступлении прозвучало также очень точное итоговое резюме: без усилий в искусстве ничего не рождается. Нужно неустанно работать, поддерживать творческую форму. Но при этом постоянно думать о зрителе, создавать то, что будет ему интересно.

Фестивальные проекты Государственного театра наций, реализованные в Ставропольском крае, оказали положительное влияние на формирование интереса к региону Кавказских Минеральных Вод, привлекли внимание общественности к театральному искусству. Думаю, эти приятные впечатления послужат стимулом и для дальнейшего творчества театров края.

– Среди наград фестиваля был приз губернатора...
– Специальный приз губернатора Ставропольского края «За лучшую роль второго плана» вручен талантливой исполнительнице из Самарской области Алине Костюк за достойную, высокопрофессиональную творческую работу. Думаю, в этом жесте есть особый смысл: его можно считать проявлением многолетнего интереса к театральному искусству на самом высоком уровне. У нас в крае действительно живы замечательные культурные традиции, связанные с театром.

– Видимо, не случайно на этот раз местом проведения фестивалей была избрана столица СКФО? Курортный город более всего подходит для подобных масштабных проектов.
– Надеюсь, образ признанного культурного центра станет привычным для Пятигорска, который сегодня находится в зоне пересечения политических и экономических интересов России. В его развитии заинтересовано правительство края. И в целом регион Кавказских Минеральных Вод нуждается в особом внимании к культуре при формировании стратегии развития.

Все участники, гости, организаторы фестивалей были очарованы уникальной природой города-курорта Пятигорска, неповторимой красотой старинного здания-памятника театра оперетты – места проведения большинства фестивальных мероприятий. Кстати, в 2014 году этот единственный профессиональный театр в регионе Кавказских Минеральных Вод готовится отметить свое 75-летие.

Конечно, здесь обязательно будет продолжена активная культурная жизнь. В числе ближайших мероприятий в городах-курортах празднование 210-летия со дня основания особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод, фестиваль WOMAD Russia – Мир России, IV фестиваль национальных видов спорта и традиционной культуры «Кавказские игры – 2013».

– Вернемся в Ставрополь. В день закрытия сезона Академического театра драмы имени Лермонтова на его сцене состоялась премьера нового спектакля – «Сотворившая чудо» У. Гибсона. Художественный руководитель постановки – народный артист РФ Юрий Еремин. Ваше впечатление от премьеры и сезона в целом.
– Ушедший сезон можно назвать чрезвычайно удачным для театра. Несколько ярких спектаклей пополнили его афишу. В репертуаре вновь появился А.Н. Островский, со сцены зазвучала поэзия Сергея Есенина, молодые артисты порадовали новым мюзиклом, поставлена современная драматургия. Весь сезон театр активно выезжал со спектаклями в районы края.

Что касается новой постановки «под занавес сезона», то она просто обречена на успех в Ставрополе, поскольку так эмоционально апеллирует к сердцу зрителя. Мы увидели невероятно трогательную и драматичную историю о любви и взаимопонимании, о личности и ее праве состояться в жизни. Особенно порадовали исполнительницы главных ролей – две прекрасные актрисы Ирина Баранникова и Ольга Буряк. Хочу отметить большую работу молодого режиссера-постановщика Софьи Гонзирковой, чьими стараниями на ставропольской сцене родился спектакль, которому, я уверена, будет сопереживать не одно поколение зрителей.

Мне особенно приятно отметить, что имя Юрия Еремина, режиссера со всероссийской известностью, регулярно появляется на афишах театра. Его первая постановка на ставропольской сцене «Герой нашего времени» по роману М. Ю. Лермонтова уже третий сезон неизменно привлекает зрителей. А скоро режиссер приступит к репетициям «Маскарада».

Могу порадовать театралов: в будущем сезоне, в год празднования 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова, в Ставрополе состоится межрегиональный фестиваль «Театральные встречи на Кавказе» – «Лермонтов и Кавказ», который, в числе других юбилейных вошел в план мероприятий Министерства культуры Российской Федерации на условиях софинансирования.

– Татьяна Ивановна, каким вы видите завтрашний день театра на Ставрополье? Будет ли проявляться внимание государства к этой немаловажной части отрасли культуры? А может, как советуют некоторые, отпустить репертуарные театры в свободное плавание?
– Бюджет Ставропольского края традиционно берет на себя основную долю в обеспечении расходов трех государственных театров края, в том числе на заработную плату, гастроли, постановки новых спектаклей, коммунальные расходы и другое. Забота государства, конечно же, по-прежнему будет ощутима. Все мы видим и высоко ценим то, что творческие коллективы, выполняя задачу культурного обслуживания населения региона, работают в напряженном ритме. Ежевечерние спектакли, активная гастрольная деятельность по краю, каждодневные репетиции, от 15 до 20 премьер ежегодно! Правительством края индивидуально рассматриваются творческие проекты театров, и финансирование во многом зависит от самих коллективов, от того, насколько интересными будут их предложения. Российский репертуарный театр – замечательное завоевание отечественной культуры. Он – хранитель прекрасных духовных традиций, и государство заинтересовано в его сохранении и развитии.