Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

В Театре Наций представили новый спектакль "#сонетышекспира"

Посвященная юбилею великого драматурга, постановка предлагает зрителю глубокое и свежее прочтение сонетов Шекспира. Долгое время они оставались в тени его драматических произведений и до сих пор таят множество загадок о том, кому были посвящены и откликом на какие события являлись.

Новый спектакль от лауреата театральной премии "Золотая маска" Тимофея Кулябина - квинтэссенция человеческого бытия, преподнесенная с трепетом и изяществом. Это воспоминание о целой человеческой жизни, переданное через мелкие детали: короткие встречи, мимолетные взгляды, случайные улыбки.

Постановка очень кинематографична. Благодаря общей статичности и медлительности, каждое движение смотрится как "крупный план": жесты, взгляды, вздохи, даже вздрагивания пальцев обычно невнимательный к деталям зритель замечает здесь в первую очередь. Потому и каждое движение в этом спектакле - строго выверено: в любой момент можно "нажать на паузу", и перед глазами непременно окажется идеальная композиция, выражающая определенную эмоцию и рассказывающая одну историю. В этом заслуга как режиссера, так и хореографов спектакля Евгения Кулагина и Ивана Естегнеева.

Детали сценического пространства в этом спектакле - такие же важные герои, как и артисты. На каждом предмете висит бирка, то ли символизирующая их "музейную уникальность" в жизни героев, то ли обозначающая нечто умершее, ушедшее, оставшееся после людей. Даже нарцисс в молоке в стеклянном кувшине на рояле - эстетическая метафора, которую можно трактовать так же разнообразно, как и сонеты Шекспира. Это рождает ощущение воздушности, мимолетности. Все словно подернуто блёром, как сон или неясные очертания образов в полузабытых воспоминаниях.

Пускай моя душа - огонь и дух,

Но за мечтой, родившейся в мозгу,
Я, созданный из элементов двух -
Земли с водой, - угнаться не могу.

Земля, - к земле навеки я прирос,
Вода, - я лью потоки горьких слез.

В этой постановке нет места импровизациям, громким словам или возгласам. Она - призрак театра, скорее, архитектурная инсталляция с живыми статуями, нежели действо. Огромную роль в ней играет не только мизансцена, но и работа художника, в первую очередь - по свету. Туманное утро сменяется кровавым закатом, за огромными пыльными окнами пролетают дни, сезоны, года и столетия. А истории, происходящие в одной-единственной комнате между несколькими мужчинами и женщинами, обобщают все происходящее с ними до масштабов вечности.

В спектакле слова ненавязчиво переплетаются с музыкой, а длительные паузы добавляют происходящему глубины. Они дают зрителю время подумать, вслушаться в каждое слово Шекспира, прочувствовать его и воскресить в памяти образы из своей жизни. Наверное, потому "#сонетышекспира" кажутся театральным откровением, похожим на фильмы Андрея Звягинцева или Ларса Фон Триера, которое завораживает и трогает самые скрытые в глубине струны души.