Куратор Марина Разбежкина*
Режиссеры: Дарья Слюсаренко, Никита Ефимов, Юрий Пивоваров, Ольга Привольнова, Дина Баринова
В каком виде существуют сегодня герои Достоевского? Можно ли сейчас на улице встретить Алешу Карамазова, Неточку Незванову и других персонажей классика? Киноальманах «Герой», в рамках которого будут показаны 7 короткометражных фильмов, ответит на эти вопросы. Режиссеры картин – выпускники Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, где учат «не только смотреть на окружающую реальность, но и видеть ее».
ИЛЬЯ. КНЯЗЬ МЫШКИН
режиссер – Дарья Слюсаренко
хронометраж – 11.17 минут
Во время работы над проектом сценарист и режиссер Дарья Слюсаренко
случайно наткнулась на новость о бунтаре, который выбежал голым на Красную площадь и посвятил свою акцию рассказу Достоевского «Сон смешного человека». Это был художник Илья Качаев. Дождавшись его из СИЗО, где перформер провел 10 дней, Дарья решила снять о нем фильм. С первых минут знакомства художник сравнил себя с князем Мышкиным.
«Илья показался мне совершенно несгибаемым в своих принципах человеком, при этом очень искренним и совершенно не тщеславным. Именно таким, каким я помню Мышкина в романе “Идиот”». Дарья Слюсаренко.
ВАЛЕРИЙ ЧЕРНЯЕВ. БЕСЫ
автор, режиссер – Ольга Привольнова.
хронометраж – 20.44 минут
Герой режиссера Ольги Привольновой – Валерий Черняев, оператор Первого канала. Она познакомилась с ним в Останкино двадцать лет назад. Валера «вымолил» свой брак в 33 года на вершине святой горы Афон. Он был убежден, что семья – это навсегда. Но юная жена ушла, не выдержав манифеста мужа: трудиться и молиться. С разводом вера Валеры треснула, как и фундамент их недостроенного дома.
«Если взять длиннофокусный объектив, чтоб рассмотреть Валеру издалека – увидишь человека замкнутого, тревожного, себе на уме. Если приблизиться, сменив объектив на «портретный» – в замкнутости проявится отречение, в тревоге – потерянность и самобичевание. А если приедешь к нему домой, в деревянный вагончик с самой простой видеокамерой, и останешься на двух квадратных метрах лицом к лицу, тут же прорисуются и князь Мышкин, и Алеша Карамазов». Ольга Привольнова.
НАСТАСЬЯ И ДМИТРИЙ. НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА И КНЯЗЬ МЫШКИН
режиссер – Дина Баринова
хронометраж – 19.35 минут
Настасья и Дмитрий – это современные Настасья Филипповна Барашкова и князь Мышкин. Режиссер Дина Баринова решила пофантазировать, что было бы, если бы Федор Михайлович сжалился над героями и дал им шанс на пусть странное, но счастье. Оказалось, такое возможно – в городе Воронеже. Друзья подшучивают над Настей и Димой, сравнивая их с героями экстравагантного фильма «Даунхаус», снятого по мотивам романа «Идиот» Достоевского.
«Исковерканная жизнью, необыкновенной красоты художница Настя встречает такого же потерянного, немного придурковатого в своей доброте художника Митю. Оба безработные, живут на редкие продажи Диминых рисунков и не менее редкие заказные фотосессии (пронзительно мрачной красоты), которые проводит Настя. Ребятам непросто вместе, но они друг друга берегут и спасают – от сумасшествия и самых темных и страшных глубин души человеческой». Дина Баринова.
НИКОЛАЙ И ЕЛЕНА. ОБОБЩЕННЫЕ ГЕРОИ ДОСТОЕВСКОГО
режиссер – Никита Ефимов
хронометраж – 28.10 минут
Коле уже за тридцать. Каждый день в своей комнате, в старом доме в центре Петербурга он размышляет о том, что ему делать со своей жизнью. Постоянной работы нет, подработки официантом или разнорабочим невыносимы. Коля чувствует, что он особенный человек, и хочет совершить поступок, который его прославит. Вот только какой? Он задается этим вопросом, но не может найти ответ. Лена, его девушка, пытается помочь ему. Она считает, что должна быть рядом с теми людьми, кому одиноко и плохо. В этом, кажется Лене, и заключается смысл жизни. Но нужна ли ее помощь Коле?
«Я выбрал для своего фильма наиболее известных персонажей из произведений Достоевского и начал искать людей, которые бы имели схожий характер и взгляд на мир. Хотелось снимать в Петербурге – атмосфера города совпадала с моим ощущением от книг писателя. Кем именно из персонажей Достоевского являются Коля и Лена, сказать сложно, но то, что в этих людях проявляются черты героев, описанных классиком, для меня абсолютно очевидно». Никита Ефимов.
ЛЕША И МАРИНА. ВЕРХОВЕНСКИЙ И СТАВРОГИНА
автор, режиссер – Дарья Слюсаренко
хронометраж – 14.10 минут
Дрессировщики Леша и Марина живут вместе в тесном вагончике уже больше 10 лет. С ними обитают собаки, шиншиллы, попугаи и цепкохвостый медведь, а рядом – рыси и дикие кошки. Марина третирует Лешу с утра до вечера, а он беспрекословно ей подчиняется. Кажется, что рано или поздно он должен взбунтоваться и сбежать из этого мира, но на самом деле такие отношения полностью устраивают обоих.
«Это очень напомнило мне Степана Верховенского и Варвару Ставрогину, которые, на мой взгляд, тоже были таким странным образом зависимы друг от друга». Дарья Слюсаренко.
ИЛЬЯ И НАТАША. РАСКОЛЬНИКОВ, СТАВРОГИН И СОНЕЧКА МАРМЕЛАДОВА
режиссер – Дина Баринова
хронометраж – 25.24 минут
Герои второго фильма Дины Бариновой – Соня Мармеладова наших дней и некий собирательный образ, в котором проявляются черты Раскольникова, Верховенского, Ставрогина и даже Свидригайлова. За основу режиссер взяла историю современного художника Ильи Трушевского, который отсидел 5 лет в тюрьме за изнасилование и позже неоднократно публично обвинялся в действиях схожего характера. Несколько лет назад Илью вынудили уехать из творческой усадьбы «Гуслица» (Московская область), где он жил и работал. В настоящее время Илья с женой Наташей и двумя детьми поселились на хуторе в Воронежской области.
«После того, как впервые лично столкнулась с Ильей, я думала о его истории постоянно, это было мучительно. Я хотела хоть что-нибудь про него понять. Я была уверена, что он какой-то из героев Достоевского. Я взяла камеру и поехала к нему домой». Дина Баринова.
МИХАИЛ ЧЕРТОВ. ЗАПИСКИ ИЗ ПОДПОЛЬЯ
автор, режиссер – Ольга Привольнова
хронометраж – 16.02 минут
Этого героя режиссеру Ольге Привольновой искать не пришлось, он сам выпрыгнул как из черт табакерки со словами: «Это будет исповедь». Перегородил ей дорогу самодельной инвалидной коляской, она же велосипед, она же машина времени. В селе Афанасьевка Белгородской области, куда Ольга приехала совсем по другому поводу, всего одна асфальтированная дорога. На ней режиссер ровно сутки вела беседу с этим непознанным человеком.
«Я пропала. Пропали и все возможные радары, по которым можно было бы определить: передо мной юродивый, деревенский фрик, мятежник, мистификатор, провокатор, одинокий инвалид, безумец, провидец, черт или черт-те что? Сам Михаил определял себя еще смелей: туман-туманище, переговорщик, зверь, черная дыра. «Кто я, Оля, кто? Кто я? Кто? Кто?», – бросал в меня мой герой то лукаво, то раздраженно сотни раз подряд. Я не смогла ответить ни Чертову, ни себе, не смогу и сейчас. Но, думаю, он является одним из современных «подпольщиков» Достоевского». Ольга Привольнова.
ЗАПИСКИ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА
премьера 15 сентября 2021 года
режиссер – Юрий Пивоваров
хронометраж – 20.31 минут
Еще один выпускник Школы документального кино и театра – режиссер-документалист Юрий Пивоваров – снял фильм-историю о том, как 200-летие Федора Достоевского отмечает петербургская исправительная колония. Осужденные бок о бок с сотрудниками ФСИН самозабвенно готовят к показу спектакль по рассказу «Чужая жена и муж под кроватью». У каждого из них – своя непридуманная история, а работа над постановкой – возможность переосмыслить личный опыт.
*Марина Разбежкина, руководитель и основатель Школы документального кино и театра
Режиссер, сценарист, продюсер. Лауреат национальной премии «Лавр», член КиноСоюза, Российской Академии кинематографических искусств «Ника», Европейской Академии киноискусства, Американской Академии «Оскар». Автор более 30 документальных картин и 2 художественных полнометражных фильмов. Победитель множества российских и зарубежных кинофестивалей.
Партнер программы
Инфопартнеры программы