Театральный сериал по роману Александра Солженицына «Красное колесо»
Показы в рамках ХIII Международного фестиваля-школы современного искусства "Территория"
Куратор проекта – Талгат Баталов
Художник проекта – Ольга Никитина
Ассистент художника – Екатерина Злая
«На "Дне"»
Драматург – Полина Бородина
Режиссёр – Артем Терёхин
Мультипликатор – Анна Гантимурова
Эта серия посвящена отречению от престола императора Николая Второго – как известно, это ключевое для истории страны событие произошло в вагоне царского поезда на станции Дно недалеко от Пскова. Но как мы теперь знаем, до подлинного «дна» империи в этот день еще было очень далеко…
Участвуют
Елена Нестерова, Кристина Исайкина, Алексей Калинин, Александр Прошин, Никита Московой, Андрей Злобин, Андрей Вишняков, Сергей Куликов, Александр Дедов, Роман Колбин, Дарья Белодед, Ольга Антипова, Анастасия Мельникова
«Идея этой лаборатории принадлежит Евгению Миронову и Роману Должанскому – как часть творческой программы Театра Наций, посвященной 100-летию Русской революции 1917 года. Появление в такой программе имени Александра Солженицына объяснять не нужно – тем более, что в будущем году исполняется 100 лет со дня рождения великого русского писателя. Мне предложили взяться за проведение лаборатории и подумать над возможным материалом. Погрузившись в творческое наследие писателя, я довольно быстро нашел ответ, который многих удивил – это должно быть «Красное колесо»! Роман-эпопея, над которым Солженицын работал всю жизнь и который охватывает важнейшие события как предшествующих революции лет, так и собственно революционные события 1917 года.
Это великий роман, о существовании которого все знают, но который, чего греха таить, мало кто читал от начала до конца. Поэтому нам всем кажется очень важным не просто придумать интересный театральный проект, но и вновь привлечь интерес публики как к этому сложному, объемному, но невероятно увлекательному произведению, так и ко всему творчеству Александра Исаевича. Мы бесконечно благодарны Наталии Дмитриевне Солженицыной, которая не просто разрешила нам поработать над «Красным колесом», но и дала важные советы, и благословила не заниматься «литературным театром», а фантазировать, работать «по мотивам», искать новые способы театральной выразительности, экспериментировать с современными жанрами…
Поэтому мы решили сделать «театральный сериал» – сама структура романа подсказала такую идею. И каждую «серию» отдали разным творческим парам, составившимся из режиссера и драматурга. Важно было и то, что режиссеры и драматурги – из разных городов, и не только российских. Так что в итоге зритель увидит пять совершенно разных взглядов на роман Солженицына.
Не менее важно напомнить зрителям, что формат театральной лаборатории не предполагает создание законченного спектакля. Но предполагает неожиданные решения – которые не всегда возможно реализовать при создании полноценного театрального продукта. Скорость, бессонные ночи, внезапные озарения – вот что такое театральная лаборатория. В общем, читайте великие книги и ходите в живой, современный театр!»
Талгат Баталов, режиссер, куратор лаборатории «Колесо»