Как ставить и снимать Достоевского? Как избавиться от клише и стереотипов? Как звучит и выглядит «достоевщина» сегодня? Кинопрограмма «Достоевский. Видения» представит зрителю аудиовизуальные работы, отправной точкой для которых станут тексты великого писателя.
С февраля по март 2021 года был проведен open call, победителями которого стали художники и режиссеры Алина Тихонова и Илья Дуганов, Андрей Стадников, Александра Карелина и Данила Липатов. Они создали четыре короткометражных фильма, которые будут представлены зрителям в последний день программы.
«Важно, что ни один фильм не является прямой экранизацией того или иного романа или повести, а, наоборот, пытается проследить остаточность образов, cвоеобразных призраков, заимствованных у Достоевского». Владимир Надеин, куратор.
Раписание программы:
12 мая, 19:00 – показ фильма «Враг», Югославия, 1965 год
Югославский режиссер Живоин Павлович и писатель Бора Чошич решили адаптировать историю Федора Достоевского к современности.
Бывший солдат по имени Слободан Антич – перфекционист в работе – обеспокоен халатностью коллег. Он теряет контроль над собственной жизнью, когда его повсюду начинает преследовать двойник, который называет себя другом. Но человек-копия по факту является его полной противоположностью: это карьерист и лицемер, как и большинство рабочих в компании. Слободан, будучи его близнецом, не может никого убедить в том, что сам он не изменился. Двойник постоянно доставляет ему неприятности, пока герой не решает его ликвидировать.
Хронометраж – 90 минут
13 мая, 19:00 – показ фильма «Кроткая», Франция, 1969 год
Драма французского режиссера Робера Брессона по одноименной повести Федора Достоевского. Молодая женщина сводит счеты с жизнью, не оставив никаких объяснений убитому горем Люку, своему мужу-ростовщику. В воспоминаниях всплывают их встреча, женитьба и ее неудачные попытки приспособить свою жизнь к новым обстоятельствам. Возненавидев стремление Люка управлять ею, женщина решает убить мужа, но понимает, что не в состоянии сделать это. Фильм «Кроткая» – это сбивчивый монолог мужчины у безжизненного тела его молодой жены, за несколько часов перед этим выбросившейся из окна.
Хронометраж – 88 минут
14 мая, 19: 00 – показ фильма «Норте, конец истории», Филиппины, 2013 год
Драма филлипинского режиссера Лава Диаса, основанная на произведениях Достоевского, исследует темы преступности, социального положения в обществе и семьи. Ложное обвинение в убийстве приводит человека в тюрьму, в то время как настоящий преступник разгуливает на свободе. Убийца – интеллектуал, страдающий от бесконечной цепи предательств и равнодушия собственной страны. Заключенный – простой человек, который уже начинает приноравливаться к тюремной жизни, когда внезапно происходит нечто странное и таинственное.
Хронометраж – 250 минут
15 мая, 19:00 – программа «Достоевский. Видения». Показ 4-х короткометражных фильмов.
Я В СВОИ ИДЕИ ВЕРЮ
Режиссеры – Алина Тихонова, Илья Дуганов
Художники Алина Тихонова и Илья Дуганов создали фильм-фантазию о современном выставочном пространстве, куратором которого мог бы стать сам Федор Достоевский. Это выставка живописных полотен, среди которых представлена картина Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу». Вере в Богочеловека-Христа писатель противопоставляет любовь к Христу-Человеку. Именно Человек является образом Божьим. Тексты, звучащие внутри пространства фильма – это цитаты героев из произведений классика, среди которых романы «Идиот», «Подросток», а также монография К. В. Мочульского «Достоевский. Жизнь и творчество».
ПОДПОЛЬЕ
Автор идеи – Леонид Саморуков
Режиссер – Андрей Стадников
Работа режиссера и драматурга Андрея Стадникова – это фильм-видеодневник по повести Федора Достоевского «Записки из подполья».
Отмечая родство интонации главного героя с современной интонацией ведения блогов, авторы решили создать на этом стыке современного «подпольщика», через видеокамеру ведущего разговор со всем миром. Это рассказ от первого лица, своеобразный дневник современного художника, который совершает скрытые от публичных глаз акции и перформансы и с их помощью пытается определить свое место в мире. Картина описывает состояние современного горожанина, придавленного и надломленного мегаполисом, отнимающим и придающим силы одновременно. Фильм – посвящение «городскому» творчеству Достоевского, и отчасти полемика с классиком.
БОБОК
Режиссеры – Александра Карелина, Иван Якушев
Видеоработа независимого режиссера экспериментального кино Александры Карелиной и дизайнера Ивана Якушева обращается к теме глубокого интереса Достоевского к пограничным состояниям, в первую очередь, к смерти, в том числе летаргической. В рассказе «Бобок» повествователь, чтобы развеять скуку, отправляется на похороны дальнего родственника, а после, задумавшись, ложится на одну из могил и обнаруживает, что слышит мертвецов, продолжающих разговаривать между собой по инерции.
Косвенно обращаясь к образам и интонации этого рассказа, авторы фильма показывают ритуальное действие: выстроенное абстрактное пространство из тканей, промышленных материалов и человеческого тела трансформируется и распадается, размывая грань между одушевленным и неодушевленным.
КОМНАТНЫЕ СОБАЧКИ
Режиссер – Данила Липатов
«Есть натуры, чрезвычайно приживающиеся к дому, точно комнатные собачки». Федор Достоевский.
Данила Липатов – художник, работающий в cфере медиаискусства и перформативных практик – обратился к жанру найденной пленки и создал современную версию революционного пространства Федора Достоевского при помощи текстовых фрагментов романа «Бесы» и сцен перестроечного кино. Общая тема – уклонение от политического участия, которое сопровождается сменой состояний – от апатии до экстаза. Видео показывает, каким образом домашняя обстановка, в том числе предметы мебели, влияют на невольную трансформацию тела, необходимую для принятия социальных поз и эмоциональных реакций.
Партнер программы
Инфопартнеры программы