В Новом Пространстве Театра Наций представлен проект «Слой», его кураторы — заместитель художественного руководителя Театра Наций, театровед Оксана Ефременко и художник-постановщик Анастасия Юдина. В рамках проекта создаются спектали, в основе которых киносценарии и фильмы знаковых режиссеров: Максим Соколов представил «Мой брат умер» по Алексею Балабанову (Россия), Галина Зальцман — «Молодость» по Янь Гэлин (Китай). Артем Терехин создаст самостоятельное произведение, вдохновившись фильмом «Любовное настроение» Вонг Карвая (Гонконг).
В каждой из этих постановок через киноязык, через прямое присутствие знаковых фигур внутри проекта и артефакты из фильмов предполагается изучить фактуру времени. Принципиальным качеством проекта «Слой» будет многомерность, поэтому в Новом Пространстве Театра Наций появятся не только спектакли, но и инсталляции, выставки, открытые встречи, концерты, посвященные темам премьер.
«Сегодня реальность очень подвижна и изменчива, а первое свидетельство тому — язык и наша коммуникация. Именно в языке и способах коммуникации фиксируются новые явления, изобретаются понятия. В проекте «Слой» мы планируем обращаться к разным языкам, с помощью которых фиксируем реальность. В сезоне 2023/24 мы сосредоточимся на изучении кинотекстов и слоя кино, их способности создавать правила мышления и понимания, способы высказывания в реальности и искусстве», — говорит куратор проекта Оксана Ефременко.
В проекте «Слой» Оксана Ефременко отвечает за драматургическую основу постановок. Однако «кинослой» — это не только тема «киносценарии на сцене», но и желание исследовать сходство и различие языков кино и театра. Поэтому кураторы задались вопросами: что происходит с персонажем в кино и в театре? В чем сходство и различие инструментов этих искусств? Как визуальная природа кино может быть реализована на сцене? Ответ на последний вопрос ищет второй куратор проекта — художник-постановщик Анастасия Юдина, отвечающая за визуальную концепцию «Слоя».
«Кураторский диалог с Анастасией Юдиной выстраивается на основе ее укорененности в современном искусстве. Она очень любит вписывать скульптуры и инсталляции в художественную среду спектакля. А это в свою очередь расширяет функцию сценографии — актер не только существует в придуманном мире спектакля, но и взаимодействует с миром современных арт-объектов. В двух проектах «Слоя» Юдина совместно с режиссерами изобретает способ взаимодействия актера, сценария и предметной среды, а в третьем будет обсуждать с режиссером Артемом Терехиным и художником Алексеем Лобановым их вариант освоения этого пространства», — говорит Оксана Ефременко.