Последние годы из столичных театральных залов практически исчезла образованная публика. Нормой стал зал, где не знают содержания „Гамлета” или „Трех сестер”. Люди, читавшие Шекспира, Чехова и Мольера, переместились в консерватории или к видеоэкранам. Они изредка выходят в свет на гастроли Мeno Fortas или МДТ, отслеживают приезды польских или немецких трупп и
Вот любимый и уважаемый как мало кто Евгений Миронов создал свою театральную компанию (не путать с Театром наций, куда за пару недель до первой премьеры его назначили руководителем). Логично ожидать, что премьера станет и неким манифестом нового художественного учреждения. В постановке участвуют знаменитые Лия Ахеджакова и Авангард Леонтьев. Поставил спектакль модный и маститый Кирилл Серебренников (которого уже несколько сезонов как объявили „нашим всем”). И выбрана для постановки классическая комедия Бомарше „Женитьба Фигаро”. У всех на памяти прелестный спектакль Театра сатиры (или его телеверсия) с Андреем Мироновым в главной роли. Про эту постановку Валентина Плучека лучше забыть сразу. Слишком обидно сравнение века нынешнего и минувшего, особенно в свете поговорки: каждое время заслуживает своих режиссеров.
Господи, мы, конечно, нагрешили, но как наказаны! Постановка „Фигаро, или События одного дня” входит в ряд ставших привычными на столичных сценах разудалых „антрепризных залепух”.
Кирилл Серебренников взял новый перевод комедии Бомарше и „сценически” его переработал. Язык и реквизит решительно приближены к дню сегодняшнему. Два действия режется салат оливье. God damn?t заменено на fuck you. Персонажи объясняются на подростковом сленге („Мы, типа, с Фаншеттой сидим, кайфуем, а тут, блин, граф!”). Если быть до конца последовательными, „графа” надо было бы заменить на „шефа”, а право первой ночи — „обязанностями обслуживающего персонала”. Но последовательностью спектакль не отличается.
Лекала антрепризного спектакля давно отработаны. Солянка из известных актеров, откровенно жмущих на свои штампы, балаганный юмор, парад отсебятин, микрофонный вокал, набор смеховых трюков, главный из которых — раздевание с демонстрацией нижнего белья. Все это в „Фигаро” есть в избытке. Но при этом, похоже, постановщик периодически вспоминает, что выдает
Разноречивость устремлений не только сильно отяжеляет ход спектакля, на удивление вязкого, топчущегося (хотя к достоинствам Серебренникова обычно относят чувство ритма и театральный драйв), но и дезориентирует актеров.
В результате более удачными оказываются роли графа (Виталий Хаев) и графини (Елена Морозова), от пафосных выступлений полностью свободные. А наиболее страдает роль Фигаро, которого играет Евгений Миронов. Этот Фигаро не только растерял свои победоносные веселость, кураж и остроумие, но позабыл даже о любви к невесте. В результате остается непонятным, зачем
В растянувшемся на 50 минут антракте премьерная публика уходила пачками. Хотя и хочется утешиться пошлой поговоркой о первом блине, который всегда выходит комом, но