О СЕБЕ
Я родился в Саратове. Но до моих
Когда приехал в Москву, я был счастлив. Сами эти шесть букв „М О С К В А” на фасаде Павелецкого вокзала казались волшебными. Я сияющими глазами смотрел вокруг, и на меня словно сыпался
Страсть к профессии была отбита на некоторое время — мне пришлось доказывать, что я имею право учиться у Табакова. Нелегко, когда в тебя не верят. Нужно было обрести себя в профессии, доказать, что ты на
Конечно, мне очень помогла тогда помощь родных. Они бросили всю свою прежнюю жизнь к нашим с сестрой ногам и приехали в Москву. В девятиметровой комнате общежития театра Табакова мы жили всей семьей: я, папа, мама, Оксана, собака Лайма и шестеро ее кутят. Когда я утром вставал, боялся наступить на маму или щенка. Но мы были счастливы! Потому что мы были вместе. Мы очень сентиментальная семья, любим похохотать и поплакать все вместе. Теперь это очень несовременно.
О СЕСТРЕ
Моя сестра Оксана — балерина. В прошлом году у нее была премьера „Весны священной”, где она танцевала главную партию. Оказывается, у нее незаурядные способности. Я был потрясен моей девочкой, тем, как она прожила эту роль. Оксана никогда в жизни ни о чем меня не просила: самостоятельный человек. Например, она ушла из Московского Классического балета, протанцевав там
В детстве мы много проказничали на пару. Но все наши проделки так или иначе были связаны с творчеством. Дома мы играли в войну. Выстраивали палатку, она была медсестрой, а я - умирающим бойцом. И она спасала мне жизнь
Потом мы вместе ходили в танцевальный коллектив. У меня была такая мечта — танцевать. Мой отец в молодости танцевал в ансамбле, и меня в свое время хотели отдать в хореографическое училище. Но хроническая болезнь не позволила мне стать профессиональным танцором. Оксанка воплотила мою мечту. Помню ее первый выход на сцену, когда в спектакле на дальнем плане
Однажды меня пригласили на творческий вечер в Минск. Я не люблю творческие вечера, это очень тяжело — быть на сцене два часа одному. И я взял в подмогу Оксану. Я читал монологи, пел, плясал, а у Оксаны было два танцевальных номера, которыми она разбавляла мою сольную программу. Обычно я играю монолог из Гамлета, после которого идет сцена с Офелией. И я подумал: а почему бы Оксане не сыграть Офелию? Мы порепетировали и впервые в тысячном зале сыграли любовную сцену Гамлета и Офелии. Я шел на громадный риск и ужасно боялся, что ее не будет слышно, ведь она балерина и никогда не говорила со сцены. Но она так сыграла эту сцену, так искренне плакала, что я даже растерялся. Зрители стоя приветствовали ее. И я понял, что мы снова выиграли.
О ПРОФЕССИИ
В
Безусловно, такие роли, как Мышкин, не могут не накладывать отпечатка на тебя самого. Герой настолько хорошо разработан автором, что иногда начинаешь на многие вещи, на людей и их поступки смотреть через призму мировоззрения своего героя. Иногда это очень сильно мешает, потому что хочется
Происходит обоюдный процесс. Я делаю Гамлета, а Гамлет делает меня. Профессия артиста, наверное, считается грешной именно потому, что она обезличивает самого человека. Актер входит в роль и растворяется в ней.
У хороших авторов всегда есть детали. Так, играя Ивана Карамазова, ища
Существует опасность заиграться и потерять себя самого. Свою душу, личность. Я не спокоен. Я всегда в
Мне вообще нравится на сцене, я хорошо себя там чувствую. Иногда мне там нравится больше, чем в жизни. Потому что там я
Бывает депрессия, тоска, которая наваливается на тебя. Но работа всегда помогает обрести душевное равновесие. Причем любая деятельность. Вот, к примеру, могу с гордостью сказать, что сегодня я сам повесил багетку. Достал дрель, законопатил, вкрутил шурупы. Я очень устал, вспотел, но подумал: как хорошо, что на эти полчаса я был отключен от всего, не подходил к телефону. И был счастлив.
О СПОРТЕ
Я всегда был достаточно спортивным. Скажем, для картины „Дневник его жены” я три месяца занимался боксом. Сначала я очень не полюбил этот вид спорта, потому что тренер все время говорил: „Ты ударь сильнее по печени”. Я сразу представил себе печень и мой кулак, входящий в нее, а там мозги надо отключить. И я долго не мог въехать. Но когда кончились съемки, я стал скучать. Поэтому не исключено, что, может, я еще подзаймусь боксом. Правда, я человек ленивый и считаю, что либо надо заниматься систематически, либо не браться вовсе.
О ГЕРОЯХ
До определенного момента меня использовали в кино как трогательного порхающего мальчика, которого можно пожалеть. Однажды Олег Павлович Табаков сказал: „Женя, тебя посади на сцене на горшок — все обрыдаются”. И вот в один прекрасный момент мне это надоело. И сверху пришло знамение: Петер Штайн предложил мне роль Ореста — древнегреческого героя. Мало того, что это роль для широкоплечих и мускулистых, это еще и уход из театра на продолжительный период. Из театра, который меня вырастил. Я сумел договориться с Табаковым и пошел в этот проект. Тогда понял, что я имею власть над тем, как развивать свою линию в профессии. У меня были разные ситуации. Когда меня пригласили в спектакль „Братья Карамазовы” и предложили Ивана, я понимал, что это тоже не моя роль. Моя роль — Алеша, по внешним данным. Но я очень благодарен Валере Фокину, который не побоялся предложить мне Ивана, очень жесткую натуру. Я всегда с удовольствием иду на такой риск. На то, что мне неудобно как актеру.
ОБ „ИДИОТЕ”
Никому не приходило в голову, что у фильма будет такой успех. Не было просто времени думать об этом. Все, кто в этой картине участвовал, отдали все, что могли, целиком. Мы работали честно. Мы с Владимиром Владимировичем Бортко сразу договорились, что Мышкин не идиот. Мне это очень понравилось. Но как это воплотить?..
В первый же съемочный день я самым настоящим образом провалился. Я приехал с гастролей из Франции, не успел внутренне перестроиться. И был на площадке просто Женей Мироновым, только с усами и бородой. И еще я с ужасом осознавал, что до следующего съемочного дня у меня ровно неделя, и я не успею ничего изменить. Мне очень помог Игорь Яцко, артист театра Васильева. Они очень много занимались Достоевским. И в течение той недели раза три мы встречались, и он отвечал на мои вопросы. Он был в материале, а мне надо было срочно восполнить мои пустоты. Мне нужно было найти Мышкина.
И вот я приехал на площадку. Снимали первое появление Мышкина. Мне надо было просто пройти по улице. Я двинулся. И тут Бортко с облегченным видом повернулся ко всем и сказал: „Мышкин!” Я его нашел для себя, нашел его глаз, как говорил Евгений Евстигнеев. Но иногда я его терял снова. Я приезжал в Москву, когда у меня были редкие спектакли. И вот Москва, ночные огни, лето, люди отдыхают, а я ничего не могу себе позволить, чтобы оставаться Мышкиным. И тем не менее, возвращаясь в Петербург на грим, я понимал, что не могу его найти. Это была такая паника! Я должен был опять его ухватить. Таких людей ведь не бывает. И качества эти его положительные мешали ему. И на площадке я понял, что он начинает притворяться, подвирать, чтобы быть, как все люди. Не получается. Он стал подстраиваться, чтобы
Но все проверяется временем. Пройдут годы, тогда и посмотрим, что мы на самом деле там наработали.
О САМООЦЕНКЕ
Я ищу выходы из положения, не чувствую себя великим и чувства юмора не теряю. У меня с самооценкой все нормально.
Есть идеи сделать
Хочется снять кино. И хотя я знаю несколько фамилий, до которых мне никогда не дотянуться в качестве режиссера, попробовать все равно очень хочется. Потому что есть вещи, которые могу снять только я.
В театре сложнее. Потому что в кино есть несколько вещей, которые подстраховывают тебя. Есть оператор, монтаж, художники, артисты. В театре ты голый. И такого уровня фантазии и мастерства, как у Някрошюса, в театре мне не достичь. Он предлагает вещи, которые по классическим канонам не должны появляться в театре, но он это делает