— Ваш персонаж в „Авроре” переживает внутренний перелом, духовное и душевное возрождение. В
— Да, и у меня были периоды кризисов и даже отчаяния. И приходили они, как по нотам, по „классической” схеме: в 33,
— Однажды вы сказали, что переживали период великой депрессии как раз после „Гардемаринов”. Это меня очень удивило: ведь вы были на вершине успеха, купались в славе
—
— Но это ведь приносило хорошие деньги
— Да при чем тут деньги?! Дело не в деньгах, а во внутреннем опустошении. Я исчерпал себя, свой ресурс — актерский и человеческий. Встречи со зрителями — это не халтура, не концерт в чистом виде, ты выплескиваешь себя, как бы делишься собой с людьми
— А что было в 37, в 42?
— В принципе то же самое: опять оказывался в тупике.
— А как вы выходили из этих кризисов? У вас была своя Аврора?
— Не каждому везет с Авророй, но мне повезло. Моя Аврора — это моя семья: жена (актриса Марина Майко. — Ред.) и сын Ваня.
— Когда актер работает над ролью, он „вытаскивает” из себя то, что помогает сделать его персонаж жизненно убедительным. Что „вытаскивали” вы из себя, снимаясь в „Авроре”?
— Свой человеческий, жизненный опыт я, безусловно, использовал, и в особенности состояние кризисов и их преодоление. Путь к вере В те самые
— Вы очень натурально показали своего героя в состоянии болезненного творческого экстаза, вызванного наркотиками и алкоголем. Вам самому знакомо это состояние?
— Да, было время, когда я выпивал, и сильно. Но, надеюсь, все это в прошлом. Показывая своего персонажа в том самом состоянии в сцене в туалете, я дал волю фантазии, работал на грани гротеска. И это,
— Ваш персонаж сумел преодолеть зависимость от алкоголя и наркотиков. Судя по вашему вполне здоровому виду, перед вами эта проблема не стоит
— Слава Богу, не стоит. И даже это вдохновило одного известного человека, который, сочиняя пасквиль о нашем фильме, написал: „Вечно молодой Харатьян”. Такое впечатление, что его жаба душит: есть, оказывается, не очень молодые люди, которые молодо выглядят.
— С одной стороны, ваш герой чудовище — когда общался с сыном, бывшей женой, с девушкой, которая ждет от него ребенка. А, с другой, он существо деликатное и тонкое. Как это все уживается в одном человеке?
— Как и все в нашей жизни, которая, как известно, полна контрастов. Есть и Бог, и дьявол в каждом человеке, вопрос в том, чего больше и что побеждает.
— А во взаимоотношениях с собственным сыном, пусть он еще и маленький, у вас тоже возникали проблемы?
— Глобальные, к счастью, не возникали.
— А не глобальные?
— Только на бытовом уровне, и они быстро решались. Ване всего восемь лет, и у него еще не было „кризисов младшего возраста”. Посмотрим, что будет дальше. В переходном возрасте, в 12-13 лет, дети часто становятся агрессивными, неуправляемыми, враждебно настроенными по отношению к миру взрослых — это я сам наблюдал.
— Ваня уже успел заявить о себе как личность?
— Меня он очень порадовал, снявшись у Рязанова в фильме „Андерсен”.
— Пристроили сына у мэтра по старой памяти?
— Только в том смысле, что поехал с Ваней на фестиваль „Кинотавр”, где Эльдар Александрович нас увидел. И Ваня, судя по всему, ему приглянулся. Если бы не я, Рязанов, скорее всего, его и не заметил бы, — вот этим я помог сыну. Через некоторое время нам позвонили со студии и пригласили на пробы. Ваня поехал с мамой, и его утвердили на роль Андерсена в детстве. Мы, конечно, его поддерживали — у него действительно роль с текстом, было что играть.
— И как он все это воспринял?
— Как игру. Но что мне понравилось, так это серьезное, ответственное отношение к работе. Он был собран, дисциплинирован, четко реагировал на все замечания и пожелания режиссера. Так бывает далеко не всегда. Совсем недавно я снимался с ребенком примерно такого же возраста, и мы с режиссером просто замучились. Каждую реакцию из него нужно было выдавливать. Приходилось лукавить, обманывать Он мог ни с того ни с сего взять и уйти со съемочной площадки Ваня же по сравнению с ним выглядел как настоящий профессионал, был абсолютно органичен. В общем, в нем отчетливо обнаружились задатки актерских способностей. Может быть, это гены Станет ли он актером? Это будет его и только его выбор, навязывать ему ничего не буду — буду только помогать. В этом, как мне кажется, и состоит главная задача родителей: предоставить своему ребенку возможность выбора, создать условия, где бы максимально проявились его способности. Именно с этой целью мы его определили в школу искусств Казарновского.
— У вас в Красногорске?
— Нет, в центре Москвы. Мы каждый день его возим.
— Как вам удается при всей своей сумасшедшей занятости столь много внимания уделять сыну?
— Семья для меня всегда была главным в жизни, и я всегда в контакте со своими близкими, даже если нахожусь далеко от дома — памятник поставил бы тому, кто изобрел мобильную связь. А выходные мы традиционно проводим вместе: ходим в развлекательные центры, в кино, просто гуляем, в теннис играем по воскресеньям
— В теннис?!
— Ваня уже второй год занимается в секции На все можно найти время — было бы желание.
— Ваня, вижу, вас очень радует. А дочь Саша?
— У нее все прекрасно. Но она, в отличие от Вани, уже самостоятельный, взрослый человек. Закончила в этом году с красным дипломом университет — она экономист. Работает в солидной фирме.
— Мне приходилось наблюдать за вами со стороны, и бросилось в глаза, как вы трогательно, нежно относитесь к жене. Чем она тронула ваше сердце?
— Женственностью и другими необыкновенными женскими достоинствами.
— Ей, актрисе, ради семьи пришлось оставить профессию
— Не совсем оставила — периодически снимается, но роль мамы для Марины на первом плане. Конечно, ей хочется сниматься, и она востребована как актриса — вот Таня Догилева пригласила нас на главные роли в своей картине. Очень, очень любопытный сценарий
— И для Вани в нем нашлось место?
— Нет, с Ваней — это впереди. И это будет — если будет — повторяю, его и только его выбор.