Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
На сцене Центра Мейерхольда 4 и 5 марта пройдет премьера спектакля „Бедная Лиза”. Это совместный проект Театра наций и фестиваля „Территория”. Хореограф Алла Сигалова предлагает танцевальное решение оперной партитуры Леонида Десятникова, написанной по мотивам повести Николая Карамзина.

Десятников — один из любимых авторов Сигаловой, она четыре раза обращалась к его сочинениям. Композитор создал камерный опус на сюжет классика русского сентиментализма в 1976 году. „Бедная Лиза” — опера для сопрано и тенора, где меланхолическая слезливость литературного первоисточника смешана с отстраненной „созерцательностью” партитуры. Вскоре после создания опера была поставлена в Москве, теперь и Сигалова вслед за композитором задумала пластически соединить старинную историю с новой музыкой и взглянуть современным жестким взглядом на вечное смятение чувств.

У Карамзина, как известно, были невинная поселянка Лиза и искушенный дворянин Эраст, встретившиеся и расставшиеся на улицах Москвы, но любившие друг друга на лоне природы. У Сигаловой все сантименты загнаны внутрь. Действие происходит в пустом кинотеатре, где герои знакомятся на последнем сеансе. Нет ни красивых пейзажей, любовно описанных писателем, ни старинных костюмов. Есть пара наших современников, мужчина и женщина, которые мечутся в лабиринте стульев и нервно ждут телефонного звонка. Хореографу мало интересно сословное и имущественное неравенство, ставшее роковым для героев Карамзина: ей гораздо важнее конфликт слепой преданности у женщины и неумения любить у мужчины.

Сигалова называет свой проект „хореографической новеллой”, хотя, по ее словам, строит работу с артистами по законам драматического театра. Точнее всего было бы назвать премьеру театральным экспериментом: самое неожиданное в „Бедной Лизе” — состав исполнителей. Это актриса драмы и кино Чулпан Хаматова и премьер Большого театра Андрей Меркурьев. По словам Сигаловой, с актрисой ее творчески соединила Галина Волчек, пожелавшая, чтобы хореограф поставила для Чулпан Хаматовой спектакль. Глава театра „Современник” знала что делала: все роли Хаматовой демонстрируют ее природную координацию и музыкальность. Знакомство вылилось в дерзкий проект, соединивший танцующую драматическую актрису и профессионального классического танцовщика. Для постановщика приглашение Хаматовой — еще и продолжение экспериментов с движением для драматических артистов в Школе-студии МХАТ, где Алла Сигалова давно преподает: она уже создала для своих студентов два танцевальных спектакля. А для исполнительницы бедной Лизы, как и для солиста Большого театра, проект Сигаловой — испытание: ей нужно погрузиться в бессловесный мир, ему — отрешиться от стандартов балетной классики. Актриса не преувеличила, когда сравнила опыт работы над этой ролью с изучением „нового иностранного языка”. А Сигалова назвала встречу столь непохожих артистов, как Хаматова и Меркурьев, контактом „жителей разных планет”.