Табакерка' — это большая авантюра середины
Почему? Потому что „Табакерка” всегда была живым делом, глотком свободы и той вольницей, которую могли позволить себе немногие. Табаков и его
Как начинался самый популярный и звездный театр? Как молоды они были? Как искренне любили? И верили ли? Неизвестные подробности — только в „МК”.
Поспать с крысами
Какой вид имел подвал в глубине Чистых прудов, к которому мы так привыкли? Это была настоящая угольная яма, куда приходили покакать кошки, собаки и люди. Гримерок по периметру зала не было. Общая комната — она же костюмерная — и сплошные трубы
Актриса Евдокия Германова (студийка второго призыва):
— Вот чтобы перейти из кулисы в кулису, нужно было сначала перелезть через трубу, затем войти в дыру в стене, подлезть под другую трубу, потом через колодец — и только тогда ты мог выйти на сцену с другой стороны. У нас был спектакль „Прищучил”. Так там артисты вообще выходили из зрительского туалета. Во время спектакля толчок закрывали и снимали туалетную бумагу. За это была я ответственная.
А за туалетную бумагу — страшный дефицит по тому времени — отвечал, между прочим, Табаков. Он привозил ее
Актер Михаил Хомяков (студиец самого первого призыва):
— Раз в неделю Табаков делал продуктовый завоз. Подъезжала его „Волга”, и из багажника Олег Павлович доставал колбасу (коробками), сигареты (блоками), печенье (пачками), овощи (ящиками). Мы же здесь практически ночевали. Утром репетировали во Дворце пионеров на улице Стопани (это рядом) один спектакль, вечером в подвале — другой. А в перерыве бегали помогать с ремонтом.
— Миш, а где же вы спали?
— Да в подвале же и спали. У нас матрасы были, маты.
А тут — крыса бежит. Крыс ужасно боялись и гоняли. Но крысы оказались охочие до театрального искусства и размножались прямо за сценой. Бывало, играют, а крысята за занавесом пищат.
Жалко, что в то время не поставили „Ревизора”, а то бы на роль крыс, которые „пришли, понюхали и ушли”, отбоя не было бы - кастинг можно устраивать.
Из досье „МК”: Самый первый спектакль „Табакерки” — „С весной я вернусь к тебе” — выпустили в 1978 году. Работали до 1984 года, пока студию не прикрыли. А точнее, не разрешили работать на законных основаниях. И только в декабре
Грузите джинсы ящиками
Зададим вопрос: а на какие же шиши существовал подвальный театр? Теперь выясняется, что на табаковские. Он кормил своих артистов, он же - одевал. Однажды вернулся из Венгрии, где ставил спектакль, привез ящик. Открыли, а там — джинсы всех размеров, рубашки, футболки, бейсболки. Всем хватило.
Жили коммуной: утро — в ГИТИСе, день и вечер — подвальная жизнь. Романтика. Любовь расчесывает кровь. Театр, а не игра в него — все
Первый ребенок А вот здесь следы явно путаются. Одни уверяют, что первенец появился у артистки Марыси Шиманской (ныне гражданки Испании), потом у Александра Марина, живущего между Москвой и Монреалем.
— Марин еще тот донжуан был. У него дети, наверное, в каждом городе растут, где „Табакерка” была на гастролях, — смеются артисты.
А
Спец по кастрации кроликов
Итак, „Табакерка” за кулисами. Вот опять же
Однажды провинциальная журналистка брала интервью у Машкова после спектакля „Матросская тишина”.
Сергей Беляев — прекрасно поет, способен воспроизводить пластинки со всем репертуаром. Особенно удается есенинское „Мне осталась одна забава”. За пастилу и халву Родину продаст. А вот Виталик Егоров — всегда рассказывает анекдоты и всегда курит. Может отыграть сцену, нырнуть за кулисы, чтобы сделать три затяжки (там уже наготове стоит костюмер Алла с зажженной сигаретой), и убежать доигрывать. Крупный спец по хозяйственным вопросам, знает все: от варки варенья до кастрации кроликов.
Евгений Миронов тих и закрыт, очень умел в ведении собственных дел. Не в пример ему Ольга
Кто выпил канистру самогона?
?Времена Горбачева. Сухой закон. „Табакерка” собирается на двухнедельные гастроли в Новокузнецк. Помимо спектаклей все коллективно готовят запас спиртного — гонят самогон. Нагнали канистру. Где хранить? В костюмерной — нельзя, артисты с монтировщиками раньше времени выпьют. Решили припрятать на квартире одного артиста, который жил один с сыном. Сами улетели в Новокузнецк самолетом, а канистру отправили поездом с проводником.
Всем составом пошли канистру на вокзал встречать. Забрали. Сели за стол в номере. Разлили. Перед первым тостом, как водится, поговорили об искусстве. Выпили. Все посмотрели друг на друга с сомнением. Выпили по второй — подозрений еще больше: самогон не забирает и вообще похож на воду, разбавленную самогоном. Они к артисту: „Владик, ты выпил?”. „Я???!!!”. Короче, выяснилось, что, пока Владик в подвале занимался искусством, его
?В городе Дебрицы произошел уникальный случай. „Табакерка” сыграла спектакль Райкина и Дроздина „Маугли”, а зрители не захотели расходиться и стали требовать, чтобы артисты играли еще раз. И „Табакерка” сыграла.
?Гастроли в Америке. За кулисами сидят Машков и Марин, ждут своего выхода. К ним подсаживается
?Спектакль „Анекдоты” по Достоевскому Валерия Фокина. Артисты за 40 минут до начала заряжаются в могилах — играют покойников. Еще во время репетиций артист Хомяков обнаруживает, что у него клаустрофобия — не может долго лежать в замкнутом пространстве.
?А вот в спектакле „Две стрелы” участвовал настоящий
Испытание материей
Это сегодня, глядя на довольный вид Табакова и его звездный состав, кажется, что дорога была усыпана розами. Ничего подобного — „Табакерку” приняли в штыки. Московские власти откровенно бойкотировали, и даже опытные мастера сцены ставили под сомнение существование подвала. Например, Олег Ефремов не подписал письмо в поддержку нового дела, которое в горком партии направили Катаев, Ильинский, Розов и другие. Известная критикесса Крымова вообще не видела в этом необходимости.
Испытания были внешние и внутренние. Последние — страшнее. Например, испытание материей. Первую зарплату, когда театр получил статус государственного, давали в тот день, когда играли спектакль „Жаворонок”. И тут выяснилось, что зарплата — исключительно по труду: кто сколько вложил, тот столько и получил. Артисты спрашивали друг друга: „Что ты такое сделал, что у тебя больше?” И с глазами, в которых одна финансовая разборка, а не состояние по пьесе, выходили на сцену.
Весь я не умру
— „Табакерка” была не ко времени вольностью духа, — считает Олег Табаков. — Я ведь тащил в подвал все из литературы, начиная от братьев Медведевых и кончая Авторхановым и Солженицыным. Я понимаю, что наши спектакли были далеки от совершенства, но вот этот дух — реальной оценки окружающей действительности — наличествовал, поэтому были под контролем. И мы даже знали, кто стучал.
— Из артистов?
— Да. Фамилию не скажу. Но, несмотря на это, никаких эксцессов не было. Кстати, организация, которая наиболее лояльно относилась к подвалу, — КГБ. Не отделы культуры ЦК, горкома, а КГБ. Не трогали и в меру своих сил, как ни странно, помогали. С одной стороны, Гришин закрывает студию, а с другой — Борька Пастухов (Борис Пастухов — первый секретарь ЦК ВЛКСМ) посылает нас на гастроли в Венгрию. Были люди — Серега Купреев, Виктор Коробченко, Николай Гончар, Юлька Гольцман, Зоя Бойко — они все по возможности
То, что театр закрыли, а по сути не дали ему родиться — было драмой для ребят. Их сломали. Думаю, что смерти ранние — это, что называется, надорвались. Они очень серьезно относились к цели своей жизни. А ведь по сути после студии Воинова и Цейтлина, после „Современника” и Таганки мы стали маленькой веточкой генеалогического дерева МХАТ. Только такое дерево может рожать так долго.
— Какая система штрафов и наказаний существовала в вашей коммуне? Говорят, жестокая была дисциплина.
— Нет, ничего такого не было. Я понимал, что их обидели очень, недодали много за их верность делу. И, наверное, я не то что позволял многое, но баловал их. Наиболее ярко это на Игоре Нефедове отразилось — он был молочным братом моего Антона. Разве справедливо, что у них до сих пор театра нет?
— Конечно, несправедливо, если учесть, что власть — федеральная и московская — раздает кому ни попадя театры направо и налево.
— Я никого не виню. И поверь, что мы прожили эти годы достойно. Последний год — поездки от Владивостока до Петербурга, в Таллин, в Ригу и, наконец, в Прагу, в которой шесть спектаклей было сыграно восемь раз (цены в два раза превышали цены на пражские билеты), говорит о том, что жизненный экзамен выдержан.
— Какой главный вывод за эти
— Я думаю, что весь я не умру. Я не могу сказать, что чувствую себя Пушкиным, но знание того, что остаются Мишка Хомяков, Женька Миронов, Володька Машков, Газаров, Марина Зудина, Дуся Германова, Виталька Егоров, Сережка Безруков — не слабо.
— Вы их учили. А они вас чему научили?
— Они помогли мне поверить в то, что я прав. Это было безумие — в Советском Союзе создавать автономное нравственное объединение людей. Только так.
За кулисами
За кулисами Дуся Германова — никаких истерик и слез. Есть спектакли, на которых она за сценой слова не проронит — вся в себе. Любит большие машины. Алексей Золотницкий — золотой голос России — дублирует все иностранные фильмы. Интеллектуал Сергей Безруков ни разу не опоздал на спектакль. Луиза Хуснутдинова — очень любит собак. А Яна Сексте — помешана на лошадях, на спектакле „Похождения”, где участвует тройка живых лошадей, от них не отходит. Занимается благотворительностью, но никогда об этом не рассказывает. Истинная актриса, ретромодель, всегда экстравагантна в костюме — это, конечно, Марьянка Шульц. Денис Никифоров — экстремал, любит прыгать с парашютом.
А что же Табаков? За кулисами он существует в двух ипостасях: кабинетном и сценическом. В кабинете Табаков строг, рассудителен и несентиментален. Любит стремительные решения. Причем может есть и одновременно решать самые серьезные вопросы. Сценический Табаков непредсказуем как актер, но послушен у любого режиссера. Если у
Табакерка' так разрослась, что в подвале ей ужасно тесно. Поэтому сегодня свой день рождения она гуляет не в подвале, а в МХТ в Камергерском переулке. Это будет вечером. Зато утром на Сухаревской площади, а точнее, на углу улицы Гиляровского и Садового кольца произойдет историческое событие. Табакерку (не театр, а предмет для нюхания табака), выполненную из уральского камня, поместят в металлическую капсулу и заложат в фундамент театра, который наконец будет построен. Но и это не все — в табакерку положат фотографии артистов подвала, Табакова и директора Александра Стульнева (всего