Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Спектаклем „Гамлет” Камерного театра из Израиля (Тель-Авив) в постановке Омри Ницана Театр Наций открыл свой „Шекспировский проект”, который, возможно, положит начало Международному Шекспировскому фестивалю в России.

Спектакль „Гамлет” Камерного театра Тель-Авива стал обладателем неофициального, но обязывающего титула „Гамлет ХХI века”. Заставив зрителей сидеть на кружащихся креслах лицом друг к другу, режиссер предлагает взглянуть сцену „Гамлета” как поле современных дебатов — пустых и не облегчающих жизнь людям. Не случайно исполнитель заглавной роли, высокий, нервный, темпераментный, музыкальный Итай Тиран, произнося монологи, то и дело злится на свою страсть к риторике и бездействию. Монолог „Быть или не быть?” он читает с ножом в руках, пытаясь перерезать себе вены, но так и не делает этого. Свадебная церемония нового короля (его трагически напряженно играет Гиль Франк) — это парламентская церемония с трибуной и микрофонами. Атмосфера современного мира, политических раутов и телевизионных дебатов, новостей из горячих точек, стремительного и примитивного голливудского триллера — все это входит в спектакль израильтян, о котором говорят уже несколько лет только в превосходных степенях, а Итай Тиран в 2005 году был удостоен премии „Актер года”.

В Москве это „самое важное театральное событие Израиля за последние несколько лет” восприняли не так горячо, как на родине. Во многом виной тому — банальность и простодушие некоторых решений. Когда друзья Гамлета — комедианты появляются под музыку Нино Рота из фильмов Феллини, а дуэль Гамлета с Лаэртом идет под хачатуряновский „Танец с саблями”, искушенная московская публика может только улыбнуться. Впрочем, когда в этой же сцене Клавдий в страхе прячется за трибуну, а потом выбрасывает оттуда белый платок, на секунду кажется, что это была всего лишь пародия. А к пародии трудно предъявлять претензии как к высокой трагедии.

Между тем, этот „Гамлет” открывает „шекспировский” сезон Театра Наций, в котором уже в ближайшее время обещают показать „Гамлета” Оскараса Коршуноваса совместно с фестивалем NET и „Короля Лира” Владимира Золотаря из многострадального Нижегородского ТЮЗа.

Кроме того, в конце декабря Театр Наций обещает новую версию „Ромео и Джульетты”, которую уже сейчас интенсивно репетирует Владимир Панков.

Буклет к „Гамлету” предваряет статья Алексея Бартошевича о важности шекспировского фестиваля в России, и о том, как много может дать взгляд на себя сквозь призму великого английского поэта. Известный шекспировед утверждает, что сегодня — время не для „Гамлета”. „Мы словно утратили способность вести диалог с произведением, столь много всегда для нас значившим”. Он видит в этом „тревожное свидетельство, симптом какой-то охватившей общество духовной болезни”. Молчание „Гамлета” тоже многозначительно. Но быть может, именно сейчас мы ждем, когда Гамлет вновь заговорит. .. В ожидании нового „Гамлета”, который станет таким же важным для нового поколения, каким был когда-то „Гамлет” Высоцкого на Таганке, Театр Наций и открывает свой новый проект.