Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

В интервью РИА «Время Н» известный российский актер театра и кино Анатолий Белый рассказал о своем проекте «Кинопоэзия», о русской лирике и современной поэзии, а также о взаимодействии с фестивалем «Горький fest».

− Анатолий, здравствуйте! «Кинопоэзия» была задумана в 2016 году, она прошла путь от youtube-проекта до кинематографа. Расскажите, как пришла идея создания?
— Как появилась идея создать проект «Кинопоэзия»? Одному Богу известно, как приходят идеи в головы людей. Вот она пришла — и все. Очень люблю поэзию и занимаюсь ею, поэтому в какой-то момент осознал, что поэтический мини-фильм как жанр имеет право на постоянное существование в пространстве.

Отмечу, что когда затевал «Кинопоэзию», не думал про youtube-проект, даже не подозревал, во что это выльется, мне просто захотелось это делать.

Потом уже в процессе работы над проектом стало понятно, что задуманное превращается в какое-то большое движение. Постепенно друг за другом все формировалось, и сейчас я вижу, что из просто идеи создания жанра поэтического мини-фильма на постоянной основе вырос проект с большими перспективами.

Тем не менее, всегда говорю о том, что люди должны заниматься своим делом и дилетантизма я не люблю. Как идейный вдохновитель этого проекта, понимаю, что должна быть профессиональная команда, состоящая из продюсеров, режиссеров, PR- и SMM-специалистов, дизайнеров и так далее, которые могли бы мне помогать и помогают в развитии проекта в дальнейшем.

− В выходные нижегородцы смогут окунуться в мир «Кинопоэзии». Они увидят два блока короткометражных фильмов «От войны до наших дней» и сборник мини-фильмов на стихотворения поэтов Серебряного века «Но кто мы и откуда». Сами формировали список произведений, которые туда вошли?
— Что касается кино-сборников, которые идут в прокате, составлял их действительно я, основываясь на том контенте, который у нас есть на сегодняшний день. Пришла идея объединить альманахи по эпохам: один — Золотой век, два — поэты Серебряного века и один — стихотворения авторов XX века. Я опирался на хронологию, и, исходя из этого, составил эти кино-сборники.

− Как у вас вообще строится этот процесс?
— Когда у меня появляется какая-то тема или какой-то автор, я предлагаю режиссеру на выбор стихотворения, из которых он выбирает то, что ему нравится, на что у него рождается свой кинообраз, что очень важно. Затем режиссер пишет сценарий, мы его дорабатываем, запускаем в работу, а потом уже сообща решаем, какой актер мог бы прочитать то или иное стихотворение. Вот таким образом строится наша работа.

− В проекте заняты Чулпан Хаматова, Сергей Безруков, Максим Виторган, Мария Миронова, Агния Кузнецова… Как вам удалось собрать такой состав?
— К моему великому счастью «Кинопоэзия» на сегодняшний день пользуется уважением среди моих коллег. Все те, кто участвовал в «Кинопоэзии», — мои друзья и знакомые, те люди, которые почувствовали, что могут что-то сделать для этого проекта.

Очень благодарен им, что откликнулись в свое время на участие в этом проекте, потому что он совершенно некоммерческий, он — про культуру и просвещение. Подчеркиваю, что у нас не киностудия, которая обладает миллионами, у нас нет государственной поддержки на сегодняшний день, поэтому все это основывается только на уважении, любви и дружбе.

− Поэтический мини-фильм − как жанр. В нем много пространства для идей?
− Я этим занимаюсь, потому что мне нравится, это вдохновляет и дает мне силы. Понимаю, что занимаюсь каким-то полезным и нужным делом, которое еще и приносит удовольствие.

Пространство для идей — огромное, как неисчерпаема русская поэзия, так и неисчерпаема кинопоэзия в своих форматах и ключах к раскрытию того или иного автора и его стихотворения. Это — Космос.

− За два с половиной года существования проекта мини-фильмы из цикла «Кинопоэзия» приняли участие в различных международных кинофестивалях, в том числе и в «Горький fest», который проходит в Нижнем Новгороде. Планируйте ли вы посетить фестиваль и в этом году?
− За два с половиной года существования проекта мы посетили шесть международных кинофестивалей, один из которых в Лос-Анджелесе и пять — в нашей стране.

Действительно, в прошлом году мы посотрудничали с организаторами «Горький fest», но это был пробный шар. Далеко не все, что было запланировано, было достигнуто. Мы уже говорили с генеральным продюсером фестиваля Оксаной Михеевой о том, что если в дальнейшем интегрировать «Кинопоэзию» в «Горький fest», надо делать это немного по-другому. Мы планируем двигаться дальше, потому что и Оксана Михеева, и Михаил Пореченков, президент этого кинофестиваля, — мои друзья и знакомые, и сотрудничество «Кинопоэзии» и «Горький fest» обязательно будет продолжаться.

В ближайшее время надо всем нам подумать, как это сделать, чтобы это было обоюдно интересно, полезно и развивалось и дальше.

В этом году в планах у нас с Оксаной Михеевой провести открытую дискуссию по поводу «Кинопоэзии» с местными режиссерами, творческими единицами, людьми, которым это интересно, которые хотят работать в этом жанре. Мне интересно услышать, что про этот жанр думают нижегородские представители творческих профессий.

Также, наверняка, обязательно сделаем какой-то очередной показ.

− Нет ли у вас планах сделать цикл «Кинопоэзии» на произведения зарубежных авторов?
— Проект на сегодняшний день охватывает только русскую поэзию. У нас огромные неисчерпаемые пласты, которые нам нужно донести до наших детей, — это самое главное. Зарубежные авторы не входят в планы «Кинопоэзии» вообще, а представление русской поэзии в жанре проекта за рубежом это, конечно же, планируется.

− Как, по-вашему, у нас обстоят дела с современной поэзией. Кого читаете, кто вам интересен?
— Обстоят дела с современной поэзией у нас прекрасно. Только, к сожалению, нет того моста, который соединяет современную поэзию с современными людьми. Она находится где-то отдельно, и люди то же, они занимаются чем-то другим, пытаясь удовлетворить свои какие-то материальные потребности, нежели духовные. Считаю, что современная поэзия в стране находится сейчас в ударе, так как очень много замечательных авторов. Надеюсь, что «Кинопоэзия» в дальнейшем послужит этим мостиком между современными поэтами и современным русским человеком в России.

Я читаю, скажу вам честно, не так много, как хотелось бы. Наверное, мне близок ушедший от нас настоящий человек-поэт Борис Рыжий, а также мне нравятся стихи Веры Полозковой, Алексея Шмелева, Влада Маленко, Александра Антипова, Марии Рупасовой, перечислять можно бесконечно.

Вообще произведения поэтов XXI века уже интегрированы в проект «Кинопоэзия»: есть два фильма по стихотворениям Али Кудряшевой и Федора Сваровского.

− Могут ли ваши мини-фильмы использоваться на уроках в школах? Привлекать таким образом подрастающее поколение к литературе?
− Наш проект «Кинопоэзия» называется просветительский и образовательный, поэтому образовательный вектор, несомненно, будет разрабатываться. Конечно же, кинопоэзия как современный инструмент изучения русского языка в школах должна быть, это мое глубокое убеждение. Мы движемся в этом направлении.

− В День защиты детей «Кинопоэзия» и Благотворительный фонд Константина Хабенского проводили в соцсетях акцию: дети прочли стихи Барто, Асадова и Полозковой. Планируются ли подобные мероприятия в будущем?
− Конечно, планируются, потому что наш проект в благотворительных целях может эффективно работать, и это доказал прошлый год. Была акция на 1 июня, затем мы сделали благотворительный цикл с Московским зоопарком. Скоро эти фильмы мы выложим у себя на канале в Youtube.

В благотворительных целях был сделан мини-цикл, куда вошли четыре стихотворения, в которых участвовали четыре учредителя детских фондов — Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская и Егор Бероев. На основе этих четырех фильмов мы сделали большой благотворительный концерт в поддержку этих фондов, поэтому «Кинопоэзия» как благотворительность, конечно же, может быть использована, и мы будем продолжать это делать.

− О работе в большом кино. Расскажите, над какими образами сейчас работаете? Каких театральных постановок с вашим участием стоит ждать в этом году?
— Я сейчас плотно занят в театре, в кино — пока пауза. Выпустил в этом сезоне в родном театре — Московском художественном театре им. А.П. Чехова — спектакль «Сережа» в постановке Дмитрия Крымова по роману Льва Толстого «Анна Каренина». Я сыграл Каренина.

Сейчас репетирую в МХТ пьесу М.А. Булгакова «Бег» в постановке Сергея Женовача.

В июне в Государственном театре наций у меня планируется репетиция спектакля «Дядя Ваня» в постановке французского режиссера Стефана Брауншвейга. У меня получилось такое театральное полугодие.

Есть планы сниматься в кино, но это уже на осень этого года.

− Спасибо за интересную беседу. Желаем дальнейших творческих успехов!