«Пробуждение весны»
Театр Наций
Театры устали бороться со зрительскими смартфонами, а потому решили вышибать клин клином. В премьерном спектакле Театра Наций «Пробуждение весны» гаджеты по воле итальянского режиссера Маттео Спьяцци оказались в руках не только артистов, но и зрителей. Тем более это спектакль о подростках и на них же рассчитан. Публику в начале действия просят ответить на несколько вопросов — к примеру, «Можно ли убить твою истинную природу?» или «Твоя природа и общество совместимы?», а в финале результаты голосования выводят на экран.
Драма (или, как называл ее сам автор, «детская трагедия») немецкого классика Франка Ведекинда написана в 1891 году и в конце XIX века считалась скандальной. Речь в ней идет о подростковой сексуальности, о страданиях юной плоти в тисках ханжеской морали, о неумении родителей говорить с детьми, об одиночестве и тяге к суициду. Один из героев, 14-летний Морис, кончает жизнь самоубийством, боясь родительского гнева из-за несданного экзамена.
Это далеко не первая постановка пьесы в России, к ней обращались и Всеволод Мейерхольд, и Роман Виктюк. И, как утверждают историки театра, всегда и везде «Пробуждение весны» подвергали цензуре, выхолащиванию и переделкам. В Театре Наций действие перенесено в наши дни, половина действующих лиц отправлены за кадр, в виртуальную реальность, а оставшиеся персонажи не выпускают из рук гаджеты и больше общаются друг с другом через соцсети, что делает зрелище, прямо сказать, скучноватым. И хотя постановщику, специалисту по комедии дель арте, не откажешь во владении профессией, а молодым актерам — в драйве, большой вопрос, зацепит ли спектакль целевую аудиторию и не предпочтут ли тинейджеры походу в театр привычное залипание в телефоне.