Рецензия от Александры Загер
Я долго не могла решиться пойти на „Бедную Лизу”. С одной стороны было очень интересно, а с другой —
Алла Сигалова сделала вневозрастной, вневременной и в общем внекарамзинский спектакль. И в этом смысле мне несколько мешал вокализ, начитывающий не очень вяжущийся с происходящим текст. Просто музыки было бы вполне достаточно (оказывается, Леонид Десятников может писать очень приятную на слух музыку). Сигаловская Лиза — женщина, обуреваемая страстями — желаниями — страхами, которые материализуются в Эрасте. Андрей Меркурьев до такой степени перевоплотился, что я, сидя на 2 ряду партера, то есть фактически на сцене, не сразу его узнала. Только пластика осталась его, совершенно уникальная. Одного взгляда ему хватает, чтобы понять, что и как он будет делать, чтобы соблазнить очередную жаждущую любви женщину. И потом он последовательно, холодно и в свое удовольствие этот план реализует, не считаясь ни с чьими чувствами и желаниями, кроме своих.
Действие происходит в кинотеатре, где на экран периодически проецируются тени героев и счастливое лицо Лизы, в те моменты, когда ей кажется, что Эраст — мужчина ее жизни. Потом, в финале, когда станет понятно, что любви нет и не было, это лицо будет на глазах исчезать с экранов, будто разъедаемое кислотой. И это очень знакомое чувство тем, у кого случались неудачи в любви. Когда тебя будто разрывает, разъедает изнутри оттого, что ничего нельзя ни вернуть, ни изменить.
Спектакль очень сильный и очень страшный.
В
А потом Эраст, как и положено, пропадет из ее жизни. Лиза ждет, то пододвигаясь ближе к двери, то крепко сжимая телефон в руках. А потом, встретив его случайно, получает лишь брезгливую гримасу в ответ. На мой взгляд, одна из самых сильных сцен в спектакле, когда она целует Эрасту руки, а он с трудом и омерзением на лице высвобождается из ее объятий и скрывается за дверью. Лиза же остается стоять — разбитая и совершенно обескураженная.
И так это неприятно знакомо — ожидание телефонного звонка, и ужас от презрения и равнодушия, которым тебя обдает самый близкий человек при случайной встрече, и осознание того, что тобой просто попользовались, а теперь у него „появилась личная жизнь”.
В спектакле нет ничего
„Бедная Лиза” стала для меня своего рода психотерапией, разбередив старые раны и позволив понять, что многие мои любовные неудачи связаны с моим Эрастом, шрам от встречи с которым все еще болит, как оказалось. Все еще страшно довериться