Премьер и премьера
Осенью Театр Наций после реконструкции открывал Владимир Путин. Лично забивал между досками сцены серебряную монету (на счастье и удачу), лично играл на „случайно” возникшем рояле в кулисах, чаевничал с артистами, шутил с молодым худруком. Евгений Миронов, опираясь на палочку (после перенесенной операции), отвечал премьеру взаимностью, сыпал комплиментами на грани: „Вы, Владимир Владимирович, и в танке не горите, и в воде не тонете”. Премьер кривил губы улыбкой. Пикировка была пугающе театральной, из лаконичных диалогов вылезали скрытые смыслы и дерзкие подтексты, ломая всю заготовленную структуру: сцену приезда барина к холопам худрук портил своей прямой спиной, сверкающей указующей тростью и опасными шутками.
Евгений Миронов упорно не желает исполнять уготованную ему роль придворного лицедея: его фамилии нет ни в партийных списках, ни во фронтовых, он не числится ни в рядах сторонников, ни в избирательных штабах. А ведь на месте Владимира Машкова по всем приметам должен был оказаться он! Представьте себе, как звучала бы эта прочувствованная речь в исполнении Евгения Миронова. Но этот спектакль Миронов не сыграл. Репертуар Театра Наций мало похож на репертуар придворного театра: „Калигула” Камю, „Метод Гренхельма” Гальсерана, „Фрекен Жюли” Стриндберга, нынешний Circo Ambulante и вовсе непонятного происхождения… „Ну и репертуарчик у вас!” — возмутился бы Иван Васильевич Бунша.
Художественная программа ясна как день: противостояние человека и системы, бунт личности против навязанных системой правил, схем, стереотипов, борьба за право быть другим.
Остров проклятых
Тема донкихотства болезненна и притягательна для любого художника, потому что само по себе искусство подразумевает эту вечную неравную борьбу безумца с ветряными мельницами. Грань между сумасшествием и героизмом столь тонка, что разговор легко может скатиться в пошлость пафоса или насмешки. Режиссер Андрей Могучий вместе с художником Максимом Исаевым сочинили антиутопию про безумца и его жену, которая подхватила знамя из рук гибнущего мужа и завершила дело его жизни, рискуя собственной. Хотя по большому счету глагол „сочинили” к этой работе не применим, поскольку спектакль продолжает сочиняться. Могучий не ставит пьес, он извлекает из первоисточника сюжет, как музыкант — мелодию, раздает каждому артисту свою партию и требует импровизаций. Чем больше артист, тем свободнее импровизация.
Пересказывать этот спектакль так же бессмысленно, как и расшифровывать метафоры. Все, что не сказано впрямую, будет мучить разнообразием толкований и наглостью, брутальностью воплощения. За откровенно цирковым разрисованным занавесом откроется мрачный зловещий заводской пейзаж: огромные железные трубы, из которых торчат фанерные клубы дыма, в горловину каждой трубы вмонтированы телеэкраны, в которых демонстрируются рисованные новости дня. Белые медведи перемещаются по сцене и залу, разворачивая абсурдные транспаранты популярных „монстраций” типа „С нами мох!” или „Герда, иКай!” Под надписью „Мясокомбинат” на железных крюках раскачиваются тряпичные мясные туши. Их разделывают женщины в резиновых фартуках, войлочных тапках и спущенных грубых чулках. Главная героиня Мария (Лия Ахеджакова)
В „квартире Марии” (так гласит надпись) на цинковом топчане, как на операционном столе, лежит неподвижный обнаженный мужчина. Это парализованный муж Марии Антон (Альберт Филозов),
Взрыв мозга
Плотность информации и скорость сценических превращений зашкаливают: кажется, еще
„Художественная программа ясна как день: противостояние человека и системы, борьба за право быть другим ”
Когда вы это поймете, у вас откроется „третий глаз”, и сценическое пространство станет трехмерным, как в 3D, а громоздящиеся друг на друге вербальные и визуальные подробности обретут логическую стройность и художественную гармонию. „Боже, я корова!” — успеете вы то ли прочесть, то ли подумать и с наслаждением воткнете длинный железный прут в круглое пузо лейтенанта Родригеса. Распоротый лейтенант займет свое место среди висящих туш.
Это, конечно, театр безумцев, возомнивших, что они способны изменить мир. Мир они не изменят, но хотя бы поставят его под сомнение. Первое, на что натыкается выходящий из зала зритель, это его собственное отражение в зеркалах — в нем явно