— Дмитрий, чем вас заинтересовала пьеса „Счастливчик Смит”?
— Мне предложили участвовать в этом проекте, и я согласился. Но это не значит, что я всю свою сознательную жизнь шел к роли Смита и, наконец, нашел пьесу, о которой мечтал. Я принял это предложение не сразу — колебался, советовался с разными людьми, встречался с режиссером, чтобы убедить себя в том, что мне необходимо участвовать в этом проекте. Я согласился благодаря нескольким составляющим.
— Вам не мешает то, что актер — зависимая профессия?
— Это такая же профессия, как и любая другая, от шофера и булочника до президента. Она так или иначе обслуживает социальные интересы страны. Поэтому актерская профессия, как и прочие, и зависимая, и независимая одновременно. Ее отличает только отсутствие стабильности и мощный естественный отбор. Актер гораздо сильнее зависит от удачи и везения. Обладая множеством профессиональных достоинств, он может так ничего и не добиться: бывает, что обстоятельства не зависят от наших возможностей. Хотя я бы не принижал свою профессию. Актер говорит чужой текст, подчиняется указаниям режиссера, но в момент спектакля все зависит только от него. Он - главный инструмент режиссера, воплощает его замысел, без него бы вообще ничего не произошло.
— Что вы имеете в виду под естественным отбором?
— На самом деле актер — профессия штучная. Она не предполагает массовости. А московские вузы каждый год выпускают около ста артистов. Кому они нужны? Поэтому немало актеров остается за бортом. Рушатся судьбы, происходит крушение иллюзий и так далее. Очень многие мои однокурсники получили дипломы и теперь занимаются чем угодно, но только не театром.
— Почему вы пришли в театр только в
— Я сознательно вверг себя в пучину неизвестности. В тот момент в искусстве был период безвременья и темноты. Кинематограф разваливался, новых картин не снимали, актеры сидели без работы. Как раз в это время возник клуб „Кино” как место, в котором могли собираться люди не только кинематографических, но и прочих творческих профессий. Я стал его
— Вы быстро научились играть на сцене?
— Это не
— В России сейчас есть фильмы, которыми можно гордиться?
— Если вы имеете в виду фильмы, которые могут войти в золотой фонд нашей кинематографии, то я считаю, что такие картины выпускают каждый год. Есть фильм Велединского „Живой”, есть „Питер FM” и другие хорошие картины. Достойные, глубокие и содержательные. Талантливые люди есть всегда, они никуда не деваются. Точно так же, как и произведения искусства, которые есть, были и будут всегда. Периоды кризиса, безвременья были связаны с тем, что происходило в нашей стране и во всем мире — менялась политическая картина. Искусство в тот момент искало новые пути, но ситуация давно выровнялась. Сейчас в год снимается больше фильмов, чем снималось в Советском Союзе. Работает Сокуров, Звягинцев, которые показывают свои картины в Каннах, другие режиссеры.
— Вам не хотелось бы заняться продюсированием?
— Я занимался этой профессией. Но пока нет достойного проекта, за который мне хотелось бы взяться. Пока совершенно не готов к тому, чтобы все бросить и заниматься
— А актер в России может много заработать?
— Смотря с чем сравнивать: если с доходами голливудских звезд или олигархов, получится одна картина, если с учителями в провинции — совсем другая.
— Вы не страдаете звездной болезнью?
— Считается, что все артисты — зазнайки. Оторвались от народа, болеют звездной болезнью. А я вам скажу, что это просто для защиты от внешнего воздействия. Мне гораздо спокойнее вести себя так, не входя в контакт с посторонними, если они не связаны с моей работой. Пусть думают, что я недосягаем, это лучше, чем панибратское отношение. Согласитесь, есть границы, которые нельзя переходить, тайна частной жизни, которая мне гарантирована Конституцией. Я имею право на свой собственный характер, мировоззрение и отношение ко всему. Не надо путать меня с моими героями, сыгранными на экране или в театре.
— Как оценивают ваших героев близкие люди?
— Я бы сказал, очень специфически. Они знают меня как человека, в частной, личной жизни. Это мешает воспринимать меня на экране и на сцене как артиста. Их оценки не сравнить с оценками режиссера, коллег, зрителей, которые покупают билет в кассе.
— И от которых вы стараетесь держаться на расстоянии.
— Да, я давно это делаю. У меня достаточно печального опыта: не раз бывали ситуации, когда я долго не мог прийти в себя от встречи с представителями простого народа. Это всегда риск.
— А во время спектакля актер должен идти на поводу у публики?
— Публика бывает разная.
— Кстати, о юморе. Вы много раз участвовали в жюри КВН. ..
— Да, довольно часто. Кроме того, стараюсь его смотреть по телевизору. Это совершенно отдельная территория: юмор у них свежий и у них совершенно иной, чем у нашего поколения, взгляд на жизнь.
— Что еще смотрите по телевизору?
— Когда есть возможность и время, смотрю все подряд. Информационные передачи,
СПРАВКА
Актер Дмитрий ХАРАТЬЯН родился