Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

27 и 28 февраля на Основной сцене Театра Наций - премьера спектакля «Дон Кихот» (18 +) в постановке режиссера Антона Фёдорова. Он же - автор пьесы по мотивам романа Сервантеса, а также художник-постановщик. То есть три в одном.

Накануне премьеры на показе побывала журналистка KP.RU. И вот что она рассказывает.

В новом спектакле Антона Фёдорова от Сервантеса осталось немного. Хотя и немало как будто: главный герой и другие персонажи, некоторые узловые события истории о рыцаре печального образа и даже прямые цитаты. При всём при том спектакль имеет весьма приблизительное отношение и к Сервантесу, и к его сочинению, которое считается пародией на рыцарский роман. Ну а спектакль Антона Фёдорова - пародия на действительность, которая близка и понятна современному зрителю - сумбурная, эклектичная и противоречивая.

«Роман «Дон Кихот» ассоциируется с безрассудным движением к добру, которое каждый раз жёстко наказывается существующей суровой реальностью. Но так ли безобидно это движение к добру, и так ли сурова эта «объективная» реальность?», — рассуждает о своей постановке Антон Фёдоров.

В качестве места действия он выбрал заброшенную прачечную в не самом фешенебельном районе одной из европейских столиц (на заднике сцены виднеются контуры домов в кислотных тонах). Ветряные мельницы, которые Дон Кихот принял за отряд великанов, - это потолочные вентиляторы. В роли эксцентричного престарелого, при этом хитроумного и находчивого странствующего рыцаря – актёр Тимофей Трибунцев. Его Дон Кихот имеет маргинальный вид. Хотя он настроен на подвиги, желает выпрямлять кривду и защищать обиженных, эти доблести он проделывает под «испанский чили перчик». Чтобы ни у кого из зрителей не осталось сомнения, кто же на самом деле наш рыцарь.

Он - эдакий местечковый тиран, живущий в придуманной им реальности - с прекрасными дамами, замками и драконами. Он, как паук, затаскивает в свои сети случайные жертвы. Буквально хватает (с помощью игрушечного пистолета и шпаги) их на улице. И вот уже в прачечной - гора тел: священник, цирюльник, интурист (как будто бы из Канады) и ещё разного рода оборванцы и нищие. Наконец в его сети попадается разносчик пиццы, которого он не только сбивает с пути, но и вербует в оруженосцы. Ему нужен такой, чтобы защититься от «внешней опасности» - в нему постоянно являются иностранные (вероятно испанские) гопники, рэкетиры и качают права, мол, делись кэшем.

Герои Сервантеса в данном случае не то коммуна хиппи, занявшая старую прачечную, не то небольшая секта имени Дон Кихота. Но в целом люди они неопасные и не склонные к приключениям, в отличие от своего духовного лидера. У них паралич воли и неспособность к сопротивлению. Достаточно любезнейшему идальго сказать: «Так нельзя» и пригрозить пистолетом, как все они, от священника до цирюльника, забиваются в угол и дрожат от страха. У брадобрея (Артём Шевченко) руки буквально трясутся от ужаса.

Антон Федоров придумывает актерам клоунские маски: нелепый грим, смешные костюмы, накладные попы и животы – гротеск во всем. Даже в диалогах, которые не похожи на обычную речь. Это невнятное бормотание из междометий, странных звуков и наречий – «О!» или «Так нельзя». Да ещё игра слов. Обозвать хитроумного идальго хитроумным Виталькой – почему бы нет? Заменить Дульсинею Тобосскую на Дульсинею Тамбовскую – легко! Вспомнив пленницу, сообщить, что и сам находишься в плену дорожной скуки, от чего окончательно тронулся… в путь. Актеры постоянно каламбурят, сыплют прибауточками. Иногда остроумно и смешно, иногда изящную метафору перебивает туалетный юморок. Даже странно, что слово «прачечная» не дополнили рифмой из известного анекдота. В «батальных» сценах встречается черный юмор и «кровавое месиво» как у Тарантино. И всё это действительно очень забавно… примерно первые полчаса.

Как ни странно, со спектакля, на который почти невозможно попасть (билеты проданы до апреля), многие зрители уходили в антракте. Зал заметно редеет.

Знакомый критик, с которым мы обменялись в перерыве, сказал: «Вчера был в цирке, там такие же клоуны резвились». Правда нашлись и другие, более благодарные зрители, которые в клоунаде, придуманной Антоном Фёдоровым, увидели множество аллюзий, намёков и символов и даже парочку «фиг в кармане». Особенно в сцене посвящения в рыцари в отдельно взятой воинственной прачечной.

Почти нет сомнений, что для артистов играть в спектаклях Фёдорова – это кайф. Кураж и хулиганство.

Дон Кихот-Трибунцев то мелко семенит по сцене, то переходит в галоп. А уж как он ставит всех на место своим: «так нельзя» - просто умора. «Асисяй» Славы Полунина отдыхает. Неузнаваем в роли Санчо Панса актер Семён Штейнберг, знакомый мне по фильму «Содержанки» (там он играл писателя-интеллектуала). Здесь он в роли придурка-оруженосца, да такой смешной, что и сам актер едва не прыснул от смеха и почти «раскололся». А как не смеяться, когда три с лишним часа талантливо имитируешь умственную осталось, при этом метишь в губернаторы? Однажды Дон Кихот и Санчо попадают в «герцогский замок», где герцогиня (Анастасия Светлова) и герцог (Алексей Чернышев) – современные нувориши с Рублёвки, которые приехали посмотреть «цирк уродов» - наших главных героев.

Оборванца Жалкого Образа, он же Рыцарь Гор и Рыцарь Леса – Карденьо, играет Андрей Максимов. Этот актер многим знаком по роли Жёлтого, лидера одной из группировок в сериале «Слово пацана». Но в «Дон Кихоте» у него совершенно другой характер: нежный, несчастный, обманутый. Его печальную историю рассказывают мультяшные персонажи (их создала аниматор Надя Гольдман). Антону Фёдорову, как художнику-постановщику спектакля, близко наивное искусство, фантастическое и живописное. Вообще художественно-постановочные решения и некоторые актерские работы – самое интересное в этом спектакле.

Антон Федоров уже признанный авторитет в современной режиссуре, у него много наград, включая «Золотую маску». Считается, что он нашел свой новаторский язык, его премьеры всегда обсуждаемы, хотя и не все зрители понимают его сложносочиненные, абсурдистские спектакли.