— Я ХОЧУ поблагодарить читателей „АиФ” за столь высокую оценку. Для меня большая честь находиться в одной компании с Леонидом Рошалем, Жоресом Алферовым, Майей Плисецкой и другими лауреатами премии „Национальная гордость России”. Еще я хочу поблагодарить ваше издание за то, что на сегодняшний день, когда вранье продается дороже, чем правда, вы сохранили порядочность и высокий профессионализм. И не „заболели” той желтизной, которая поразила другие газеты. А это дорогого стоит.
„Раньше я свысока смотрел на артистов, снимающихся в боевиках. Теперь понимаю, как был неправ”
— В ПОСЛЕДНЕЕ время на экраны вышло много российских фильмов, сделанных по голливудским стандартам. Означает ли это, что в нашем кино началась новая эра?
— Да! К нам пришла эра мирового кино. Со всеми плюсами и минусами. Первыми растерялись критики. Они стали как бы не нужны. Нет, они могут, конечно, пересказать эти простые сюжеты. Но зрители сами в состоянии разобраться, хорошая картина или нет. Лично я был горд, когда увидел на сеансе „Побега” в будний день полный зал. К сожалению, для нас это пока еще редкость.
Вторыми растерялись многие мои коллеги: „Как же так? Мы снимаем наше русское кино, а оно никому не интересно”. Значит, снимайте так, чтобы было интересно! „Интересно” совсем не означает, что надо „подкладываться” под Америку. Все обвинения в американизации идут, мне кажется, от беспомощности. Мало того, коммерчески успешные наши фильмы помогут всему российскому кинематографу в конце концов встать на ноги, дадут возможность запускать в прокат не только боевики, но и более глубокое кино.
Просто есть жанры, на которые во всем мире охотно ходят зрители, — триллер, комедия, боевик. У них есть свои законы, которые надо выдерживать. Нашим же режиссерам до сих пор не дают покоя лавры Тарковского. Им обязательно нужно в простую историю
— Вы сыграли главную роль в фильме Егора Кончаловского „Побег”. У Егора репутация человека, снимающего добротное коммерческое кино. Вы - мастер психологической игры. Не боялись, что он заставит вас играть
— Я не тот артист, которому режиссер
С другой стороны, мне было интересно проследить за судьбой человека, который был успешен, знаменит и вдруг в секунду становится никем, теряет все. Ведь я, как и мой персонаж, достаточно известный человек, с
— Ваши герои под единый ранжир не подходят. От „Идиота” — к беглому врачу, от „смершевца” — к Солженицыну. Как можно так перевоплощаться? Это все живет внутри вас? Или вы обладаете необходимым набором „профессиональных инструментов”?
— Трудно сказать. Когда Эймунтас Някрошюс предложил мне сыграть Лопахина в „Вишневом саде”, это была чистой воды авантюра. Я даже по голосу не подхожу для этого персонажа. У меня тенор, а у Лопахина баритон. Но мне интересно ломать себя. Потому что иначе чувствую комфорт
— И все же: можно ли в актерстве выехать на чистом ремесленничестве? Как в том же балете, где после долгих лет тренировок, когда балерина часами
— Конечно, есть определенная система. У меня, к примеру, была школа Табакова — очень жесткая. Олег Павлович дал нам платформу, отталкиваясь от которой можно идти в этот мир. А дальше Все свои знания об этой профессии нужно запереть в ящик и ключ выбросить навсегда. Потому что если ты будешь тупо следовать заученным правилам, то, кроме сухой схемы, ничего живого не сыграешь.
— Сейчас в Москве будет играть спектакли Ален Делон — звезда мировой величины. Вам есть чему у него поучиться?
— Нет. Я не отношусь к почитателям таланта Алена Делона. Он, безусловно, замечательный артист, но
„Наша история — это
— ВЫ ИГРАЕТЕ Нержина в фильме Глеба Панфилова по роману „В круге первом” Солженицына. Прототип Нержина — сам автор. Чем вам интересен Солженицын?
— А что, Солженицын может быть
— Не согласна. Для людей старшего поколения Солженицын действительно властитель дум, но молодежь относится к нему достаточно равнодушно.
— Они и к Чехову так же относятся, и к Толстому. И хорошо, если найдется один, которому эти имена небезразличны. Но, может, этот один, неравнодушный, и сделает
Мне посчастливилось лично познакомиться с Александром Исаевичем. Я ехал к нему задавать вопросы по поводу роли, а в итоге спрашивал о жизни вообще. Мне была интересна его позиция по всем вопросам. И очень огорчила одна его реплика: „Я всегда был оптимистом по отношению к России, а сейчас становлюсь пессимистом”. Хотя за те три часа, что я с ним провел, я понял, что более жизнерадостного человека не видел. И вообще эта встреча — одно из самых сильных впечатлений в моей жизни.
— У вас остается время и желание следить за тем, что происходит в стране, или вас интересует только творчество?
— Не участвуй я в жизни — не мог бы играть свои роли. Я сейчас репетирую в МХТ им. Чехова Иудушку Головлева у Кирилла Серебренникова. Вы не представляете, сколько ассоциаций с сегодняшним днем вызывает эта история! О стране, о людях, о русском менталитете. О том, что, как ни прискорбно, наша история — это
— А вам самому наше время каким кажется — тяжелым? Сумасшедшим? Или нам повезло
— С одной стороны, нам повезло. С другой — я давно не вижу улыбок на лицах. И это не только от того, что жизнь тяжелая. Возникла
— Многие актеры сейчас активно идут в политику. А вы пока ни в какую партию не вступили. Почему?
— С детства слышал выражение, что художнику всегда надо быть подальше от власти. Иначе приходится очень часто прогибаться, а этого делать не хотелось бы. Я лучше вместо этого хорошо сыграю роль. Думаю, что умные дяди наверху понимают: есть
— Голливудские актеры вашего уровня ездят на „Роллс-ройсах” и имеют гонорары в миллионы долларов. А вы - богатый человек?
— Я состоятельный. Но не могу позволить себе „Роллс-ройс” или личный самолет. На Западе все живут очень хорошо, в какой бы дыре (чуть не сказал ж ) они ни находились. У нас пока с уровнем жизни, увы, катастрофа. Поэтому мне не приходит в голову афишировать свой достаток. Пусть все идет своим чередом. Когда у нас все будут хорошо получать, тогда, наверное, и заведу свой самолет. И куплю носилки, потому что самостоятельно передвигаться в этом возрасте вряд ли смогу.