Top.Mail.Ru
Сегодня
7 p.m. / Основная сцена
10 September
7 p.m. / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Касса  +7 (495) 629 37 39

Евгений Миронов бросает вызов потребительскому обществу

Прочитав внимательно замечательный буклет, посвященный театральной биографии "Иванова", начиная с 1887-го года с выдержками из разных исследований по поводу первой пьесы Чехова, интервью с постановщиком Тимофеем Кулябиным и серией фотографий из Мелихова, где в октябре 2016-го года побывали участники спектакли, можно понять, готовились они к нему основательно.

Стал ли спектакль Театра Наций значительным событием в текущем сезоне? – Несомненно. По крайней мере, составу приглашенных звезд можно позавидовать, среди которых Чулпан Хаматова, Елизавета Боярская, Виктор Вержбицкий, Игорь Гордин. Евгений Миронов так же предстал в совершенно новом качестве современного рефлексирующего героя, утратившего вкус к жизни, где доминируют выгода и деньги. Обращаясь к весьма злободневной теме потребительской психологии, захватившей сегодня все слои населения, Кулябин в союзе с художником Олегом Головко создают атмосферу воинствующей пошлости, унижающей человеческое достоинство ради сытого благополучия. Так на именинах дочери Лебедевых, у которых Николай Алексеевич Иванов числится в злостных должниках, режиссер расходится не на шутку. В лучших традициях комикса он живописует собравших гостей и самих хозяев в виде карикатурных типов. За длинным столом, уставленном закусками и горячительными напитками, они бесконечно жуют, произносят банальные тосты, орут, поют и так далее. Одним словом, веселятся "на полную катушку", так что Иванов чувствует себя на этом празднике жизни чужим. Ну, а поскольку вся эта компания разодета в модный ширпотреб, то мне показалось, - я присутствую на вечеринке в квартире Зилова из "Утиной охоты" Вампилова. Сходство было неслучайным, так как история распада личности под давлением пошлой среды роднит главного героя Чехова с вампиловским, который тоже хочет свети счеты с жизнью без божества, без вдохновенья.

С другой стороны, как избежать водевильных ситуаций, включая финальную сцену со свадьбой, где Иванов, вместо того, чтобы идти под венец с Сашенькой стреляется… Ведь режиссер так и не определил жанр своего представления, ограничившись пространным названием: "сценическая редакция театра". В свою очередь Евгений Миронов играет драму человека, утратившего волю к жизни и в этом винит только себя, и ни с кем не вступает в конфликт. Его может раздражать беспомощный, "бархатный" дядя в исполнении Виктора Вержбицкого, пройдоха Боркин, придумывающий безумные проекты, которого изображает Александр Новин. Скрепя зубами не отвечать на обвинения "справедливого" доктора, обвиняющего его в бездушии по отношению к смертельно больной жене, а потом, не вытерпев, все-таки ударить, и у аккуратненького Дмитрия Сердюка пойдет кровь из носа. Но не враги и "злые языки" толкает Иванова на суицид. Он запутался, а внутренние монологи с самим собой не дают ответа, как дальше жить.

Сашенька тоже не способна перекинуть мостик через пропасть, хотя ее молодость и энергия на какое- то время могут удивить его, поманить куда-то, но это всего лишь вспышка забытых чувств, а поцелуй – благодарный ответ влюбленной девушке. Из всех персонажей спектакля – Сашенька единственная, не утратившая веры в будущее, готовая жертвовать собой ради любимого человека. Поэтому на Елизавету Боярскую приятно смотреть, она излучает свет и доброту, как ее добрейший папаша – Павел Лебедев в исполнении Игоря Гордина.

Актер весьма искусно строит роль спившегося, в прошлом талантливого человека, оказавшегося под пятой практичной жены. Он осознает, что давно все пустил под откос и мир не переделать, и все-таки надо как-то помочь бывшему однокурснику, исподтишка дать ему денег, от которых тот отказывается, но прочувствовать до конца его трагедию не может. Встреча двух совестливых друзей проходит в современном офисе Иванова. Кажется, вот – вот они найдут точки соприкосновения, выработают единый план спасения от беспросветных серых будней, тянущих на дно, ан нет… Как один, так и второй остаются при своем "интересе", каждый проходит свой путь, ведь одиночество еще никто не отменял...

В молчаливой рефлексии Миронова многое читается без слов. Вроде бы надо работать, а если в этом какой-то смысл, поэтому руки опускаются, в то время, как вокруг твердят одно и тоже: деньги, деньги… Значит, надо отдавать проклятые долги, просить, унижаться, и уже нет сил переступать порог стыда. Не хватает сил и на сочувствие к больной жене. За пять лет совместной жизни любовь растаяла, как дым, остался только долг. Но этого мало, чтобы скрасить последние дни умирающей Сарры, проклятой родителями. Чулпан Хатамова постоянно находится в состоянии недоумения. Что она сделала не так, почему ее предал любимый муж ради наивной Сашеньки - эти вопросы, словно назойливые мухи кружатся в больной голове, остриженной налысо после химиотерапии. И к чему тогда ее жертвы, переход в православие, ведь никто этого не оценил, даже Иванов, в раздражении бросившей ей в лицо "жидовка"…

Надо сказать, Антон Павлович весьма скептически относился к жертвенности, о чем писал в своей записной книжке, ибо каждому человеку свойственен эгоизм. Можно ли Иванова считать эгоистом? В какой-то степени да, избравшим путь самоубийства, ибо не мог больше дышать воздухом пошлости и нравственного разложения. Ради свободы он выбрал смерть, таким образом бросив вызов бездуховному обществу. Ничего себе веселенький финал для водевиля… Обхохочешься.