Аттракцион Евгения Миронова в Театре Наций
Спектакль-сенсацию поставил в Театре Наций канадский кудесник Роббер Лепаж. Это имя знакомо театралам всего мира, оно — синоним слова «прогрессивно». Лепаж всегда на десять шагов впереди театрального процесса, его спектакли задолго до расцветших буйным цветом перформансов были далеки от академических определений. Но даже сегодня, когда удивлять публику стало совсем сложно, Лепажу это удаётся. Его первая московская постановка — заранее запланированный шедевр. Во-первых, это моноспектакль лучшего актёра страны Евгения Миронова. Во-вторых, в основе — главная пьеса всех времён и народов «Гамлет». В-третьих, такой технически совершенной сценографии-инсталляции нет больше ни в одной постановке мира. Критики, как известно, очень не любят, когда навязывают мнение до премьеры. Чем и объясняется холодноватый тон рецензий после первых двух предпремьерных показов в декабре.
Впрочем, купите билет на январь (26—28 января), и переубеждать вас в чём-либо не придётся. То, что происходит на сцене — фантастика. Её непременно нужно видеть и театралам, и тем, кто в театре бывает редко: такие чудеса случаются раз в десятилетие.
Над сценой вращается гигантский куб, открытый с трёх сторон, чтобы публике было видно, что происходит внутри. Собственно, в кубе происходит всё: и призрак является, и Офелия тонет, и Полоний предаёт и доносит, и Гамлет сходит с ума. Да-да, по версии Лепажа Гамлет-Миронов — это человек, впавший в безумие, заигравшийся актёр, замечтавшийся идеалист, буквально без почвы под ногами. Не принимая действительность, он от неё далёк в принципе. Его куб — это и палата дома для душевнобольных, и роскошные своды дворца, и могила из воды для Офелии. И маленькая триеровская планета Меланхолия одновременно. Никому не спастись. Видеоинсталляции в 3D меняются с космической скоростью. Но ещё больше технических трюков поражает воображение подвижническая игра актёра. Миронов мгновенно перевоплощается то в одного героя, то в другого. Наденет парик или очки, наклеит усы — и тут же сменит пластику, мимику, жесты… Он практически не покидает свой вращающийся куб — играя, преодолевает гравитацию. Следить за ним в течение двух с лишних часов увлекательно так же, как смотреть авторское кино высшего разряда. Продумано всё до любой мелочи. И да — никакой такой уж трагедии. Она, конечно, присутствует, но так, чтобы зрителю было где отдышаться. Несколько забавных гэгов или иронических жестов — и снова перед нами безумный Гамлет, который сам сочиняет свою боль. Боль, которая летит в звёздное пространство, подобно странному кубику Лепажа. И режиссёр, и актёр (вслед за Шекспиром) говорят: каждый из нас вправе самостоятельно определять степень своего безумия. И самостоятельно решать — покидать свою иллюзорную планету-куб (воображение-сознание) или оставаться на большой, грешной и такой прекрасной круглой земле.