Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Два спектакля на малой сцене Театра Наций выпустил режиссер Тимофей Кулябин, а теперь пришла очередь премьеры на основной сцене: чеховский "Иванов" с Евгением Мироновым, Чулпан Хаматовой, Виктором Вержбицким, Игорем Гординым, Елизаветой Боярской.

Любопытно, что пьеса "Иванов" была написана Чеховым специально для русского драматического театра Корша, существовавшего с 1882-1933 гг., а ныне это здание занимает Театр Наций.

Сюжет прост: Николаю Алексеевичу ИвАнову 35 лет. Его жена смертельно больна. Любовь к ней утеряна. Денег нет, имение растащили. Дома находиться невыносимо. Чтобы отложить выплату долга, он вынужден ехать в дом к Лебедевым. Где, правда, есть небольшая "отдушина" – Шурочка Лебедева, молодая девушка, которая пытается его понять и выслушать. Шурочка, как водится, влюблена в Иванова. На своем дне рождения она признается в любви, их поцелуй видит случайно приехавшая жена. Ну а дальше... страдания, постоянное чувство вины... и никакой жизни. Жена в итоге умирает, Иванов собирается жениться на Шурочке. Но! В день свадьбы Николай хочет разорвать отношения с Шурочкой и освободить её от себя и своего бесконечного нытья... В итоге, Иванов застрелился. Так было во втором варианте пьесы.

В первоначальном же сюжете у Чехова доктор Львов во время свадьбы объявляет Иванова подлецом, и он умирает от инсульта. Режиссер Кулябин практически объединил оба чеховских финала.

Сам Антон Павлович говорил, что написал пьесу "нечаянно, после одного разговора с Коршем. Лег спать, надумал тему и написал. Потрачено на неё 2 недели или, вернее, 10 дней". Чехов создавал "Иванова" как комедию, новаторскую, нетрадиционную, нарушающую каноны современной (в то время) драматургии. Главный герой, по замыслу автора, "обыкновеннейший человек, совсем не герой".

Антон Палыч писал так: "Я хотел соригинальничать: не вывел ни одного злодея, ни одного ангела… никого не обвинил, никого не оправдал…Иванов, дворянин, университетский человек, ничем не замечательный; натура легко возбуждающаяся, горячая, сильно склонная к увлечениям, честная и прямая, как большинство образованный дворян. Но едва дожил он до 30-40 лет, как начинает уж чувствовать утомление и скуку. Он ищет причин вне и не находит; начинает искать внутри себя и находит одно только неопределенное чувство вины. Такие люди как Иванов, не решают вопросов, а падают под их тяжестью. Они теряются, разводят руками, нервничают, жалуются, делают глупости и в конце концов, дав волю своим рыхлым, распущенным нервам, теряют под ногами почву и поступают в разряд "надломленных" и "непонятых"".

Вот такой и герой Евгения Миронова. Образованный, честный, но слабый Иванов, ищет причины своего несчастья везде. Куча вопросов, много людей, которые мешают, раздражают... Но выхода нет. Думаю, многим нашим русским мужчинам знакомо это состояние после 35 лет.

Режиссер Тимофей Кулябин создал на сцене Театра Наций абсолютно сегодняшнюю атмосферу, помимо современных декораций, костюмов и, собственно, речи персонажей. Зритель видит практически себя, своих родственников или знакомых. Здесь и страдание, и любовь, и скука, и жажда денег, и безденежье, и пошлость, и аристократичность – все краски смешаны. Удивительно тонко режиссер соединяет современный быт, банальность, "прозу" жизни современных людей с чеховской интонацией, страданием, уязвимостью. В спектакле вроде бы и нет Чехова... но он все-таки есть!

Покоряет мужская часть актерского состава! Каждый на своем месте, и каждый по-своему интересен. Нотки юмора вносят героини актрис Ольги Лапшиной (Авдотья Назаровна) и Марианны Шульц (вдова Бабакина).

И все-таки есть ощущения недоработки режиссера с актерами. Несмотря на такой "звездный" состав и мастерское исполнение, у зрителя возникает вопрос: а "чего хочет-то" герой, какова его миссия? Мы же прекрасно знаем этих артистов по другим великолепным работам и в театре, и в кино! И вот мы видим то тут, то там неточности, "недоигранности" или "пережатости". Зритель в основном ходит на имена актеров, а не на режиссера. И смотрит на актерскую игру, а не на режиссерские изыски. Возникало ощущение "а правильно ли режиссер сделал распределение ролей?!"

А если это режиссерский ход? Может именно по задумке Кулябина, Чулпан Хаматова страдает весь спектакль, а наивная девочка Шурочка превращается в жестокую разлучницу – любовницу в исполнении Елизаветы Боярской! Ведь это тоже узнаваемые персонажи в нашей сегодняшней жизни.

Кулябин закончил РАТИ ГИТИС у потрясающего педагога Олега Кудряшова. Затем был штатным режиссером в Новосибирском театре "Красный факел", который с 2015 года возглавляет в качестве уже главного режиссера. Предыдущие спектакли, поставленные Тимофеем на малой сцене Театра Наций, являются лауреатами Театральной премии журнала "Московский комсомолец" в номинации " Лучший спектакль малой формы". Кто знает, может быть и эта новая постановка принесет режиссеру награды. Ведь все в этой жизни неоднозначно.