... Альбер Камю написал "Калигулу" в 1938-м году в расчете на себя как главного актера. Но поставили эту пьесу уже после войны, в 1945-м, и роль обезумевшего по собственной воле римского тирана с большим успехом сыграл Жерар Филипп. Странным образом Камю, который в своей публицистике выступал как яростный обличитель диктатур, в своей пьесе если не оправдывает, то по крайней мере заставляет сочувствовать императору, поскольку все его зверства вызваны почти гамлетовским желанием обрести высшую свободу. И, как и в "Гамлете", толчком к этому обдуманному безумию главного героя стала смерть близкого человека; у Камю – сестры и возлюбленной Калигулы Друзиллы.
Эта пьеса хорошо и прочно забыта на Западе, а вот в России у нее на удивление успешная сценическая судьба. За последние 20 лет Калигулу играли Виктор Авилов, Олег Меньшиков (в постановке Петра Фоменко), Константин Хабенский (в спектакле Юрия Бутусова), Александр Балуев и Владимир Епифанцев.
Спектакль Някрошюса был изначально рассчитан на Евгения Миронова и возглавляемый им Театр Наций. Идея возникла еще во времена совместной работы Миронова и Някрошюса над "Вишневым садом" в 2003-м году, однако премьера состоялась лишь в начале 2011-го. Все актеры, включая даже тех, кому это вроде бы и не по статусу, например, Мария Миронова, Игорь Гордин и Алексей Девотченко, прошли жесточайший кастинг, прежде чем были утверждены на роли в спектакле.
Получился вполне узнаваемый Някрошюс: Триумфальная арка, городская ограда и даже императорские чемоданы – все из шифера; льняные робы и смешные шапочки на патрициях, мыльная пена в алюминиевом тазу, камни, доски, дымок от сигарет. Порхающая птичкой в белом саване душа возлюбленной и сестры императора Друзиллы. В который раз имперский пафос низведен Някрошюсом до размеров литовского хутора, и менее всего его Калигула склонен рычать, орать и изрыгать демонические проклятия в зал. Наверное, Евгений Миронов ближе любого российского исполнителя подошел к оригиналу Жерара Филиппа – тот Калигула, судя по критике, был столь же мил, трогателен и уязвим. Вот только двигаться по сцене французскому актеру приходилось куда меньше. Сценический рисунок роли Миронова выписан с хореографической точностью и режиссерской жестокостью – актер все время находится в движении, взбирается на арку, совершает дикие скачки или еще более странным образом танцует, демонстрируя все отточенные грани безумия своего героя. Сравниться с Евгением Мироновым в сложности поставленной для него пластической партитуры может, вероятно, только Мария Миронова в роли супруги Калигулы – Цезонии, которая из любви следует за ним, становясь рупором всех его жестокостей. Их дуэты – очевидная актерская сердцевина спектакля.
Аккомпанирует всему этому зрелищу, длиной в 4 часа с антрактом, музыка Вагнера. На первый взгляд, лейтмотивы из "Гибели богов", "Тристана" или "Лоэнгрина" содержательно никак не пересекаются с тем, что происходит на сцене. Хотя понятно, что три года назад с этой музыкой Някрошюс провел не один месяц, ставя "Валькирию" в Литовском театре оперы и балета. Однако в своем романтическом сумасшествии – "Хочу луну!" – Евгений Миронов напоминает еще одного августейшего безумца: Людвига Баварского. А он-то как раз был в буквальном смысле помешан на Вагнере. ...