Гастроли московского Театра Наций в Петербурге начались с показа спектакля канадского режиссера Робера Лепажа «Гамлет. Коллаж». Во всех ролях – неподражаемый Евгений Миронов. Безусловный шедевр можно было увидеть 20 и 21 мая на сцене Александринского театра.
Сцена погружена в темноту, в которой подвешен полураскрытый куб. Это единственная декорация к спектаклю, в его пределах и будет происходить все действие. Вжавшись в угол и спрятав длинные развязавшиеся рукава смирительной рубашки, Евгений Миронов с неким испугом озирается по сторонам. Все, что будет происходить дальше, — то ли его сон, то ли видение. Но в финале спектакля Евгений Миронов снова окажется в той же самой позе в углу куба, стены которого напоминают комнату психиатрической больницы. Точка, служившая отправной, становится и финальной, подвергая сомнению реальность всех известных произошедших событий.
События проигрываются двумя действующими лицами: человеком (Евгений Миронов) и техникой (куб). Куб постоянно вращается, превращаясь за счет мультимедийных эффектов каждый раз в новые апартаменты, залы, комнаты. Изображения, проецирующиеся на него, становятся трехмерными. Из открывающихся в разных местах куба отверстий появляются элементы интерьера и также мгновенно исчезают – как миражи, манящие за собой, а потом обманывающие надежды. Гамлет заключен в этот поток технологий, из которого не выбраться.Между ними и конфликт, и взаимосвязь одновременно – идеальная картина 21-го века. Двигаясь, перевоплощаясь и меняясь в одном направлении, человек, и машина вступают в борьбу. Кто сильнее? Этот вопрос остается открытым.
Многоплановый куб напоминает сверхсовременный космический корабль, где все, что пожелаешь, возникает из ниоткуда. Точно в космосе существует и Евгений Миронов, вращающийся в этой трехмерной машине. Его Гамлет противостоит вселенной из космоса. В этом неземном пространстве он ищет и себя, и ответы на вопросы.
Но не только Гамлета играет Миронов в этом спектакле. Мгновенные детальные перевоплощения и полноценные смены образа позволяют ему воплощать сразу всех героев пьесы Шекспира. Длинноволосая Офелия, старый и хромой Клавдий в военном мундире, Гертруда, вся в черном, похожая на ворона... Он как будто играет со временем, успевая быть везде. Он один читает диалоги так, что не возникает сомнений — идет спор двух людей. Разговор с матерью — театр теней, диалог с Офелией – мгновенные перевоплощения, Розенкранц и Гильденстерн – и вовсе видео проекции, дуэль с Лаэртом — тоже театр теней, но уже интерактивный (тень, отбрасываемая Мироновым, появляется с опозданием, когда он уже перебегает на противоположную сторону и вступает с ней в дуэль). Фантастические смены образов в фантастическом пространстве. Кажется, это уже не сон Гамлета, а сон зрителей.
Как Евгений Миронов проделывает эти многократные стремительные смены не только одежды, но и характеров, голосов, жестикуляции – остается загадкой. Каждый персонаж – это полноценно созданный, проживающий свою историю образ. То, что Миронов, подобно этой трехмерной космической машине, создает все в одиночку, поражает до невозможности.
Спектакль производит мощнейшее впечатление. Безусловно, в центре неподражаемая игра Евгения Миронова. Актер в центре куба, в центре спектакля и в центре внимания. Он и в центре вселенной, маленькой и совершенно пустой, наполненной лишь иллюзиями. Миронов один в этой вселенной. Один во вселенной и его Гамлет.