Касса  +7 (495) 629 37 39

Светские герои Москвы оценили новую постановку "Дядя Ваня" по Чехову.

В минувший уикенд французский театральный режиссер Стефан Брауншвейг устраивал три премьерных показа спектакля "Дядя Ваня" в Москве. В центре внимания оказались Евгений Миронов, Елизавета Боярская, Анатолий Белый и Юлия Пересильд, главные действующие лица постановки, но не менее звездным был и список гостей. Ксения Собчак, Константин Богомолов, Светлана Бондарчук, Екатерина и Александр Стриженовы, Андрей Малахов и Наталья Шкулева, Валерия Роднянская, Андрей Макаревич, Леонид Парфенов, Екатерина Андреева, Светлана Хоркина и другие первыми оценили русскую классику во французском прочтении.


"Дядя Ваня" - первая работа Стефана Брауншвейга в России, а во Франции он уже ставил "Чайку", "Трех сестер" и "Вишневый сад", каждый раз стремясь отойти от традиций и условностей, связанных с представлением Чехова на сцене. В рамках XIX-го Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес" Брауншвейг показал спектакль, к которому, по его словам, шел почти 30 лет. Время, в которое перенесено действие, условно, место - тоже, одеты герои по моде наших лет. Реальность, которая, с одной стороны, очень напоминает нашу, с другой, будто существует параллельно. Декорации предельно лаконичны: серый дощатый пол и стены, в центре сцены - круглая купель, около которой собираются, чтобы позагорать и поплавать, обитатели и гости имения.

Не меняя ни слова из оригинального текста, Брауншвейг сложил сложный пазл из взаимоотношений чеховских персонажей. Режиссер искал баланс между экспрессией, с которой могут играть наши артисты, и строгостью и вдумчивостью, которых требует драматургия Чехова. Елизавета Боярская и Юлия Пересильд разделили роль Елены Андреевны - скучающей молодой жены почтенного профессора Серебрякова в исполнении Виктора Вержбицкого. Худрук Театра Наций Евгений Миронов играет разочаровавшегося в жизни деревенского помещика Ивана Войницкого, а Анатолий Белый - талантливого и циничного врача Астрова, который у Брауншвейга становится ключевым персонажем.


Я беру текст Чехова, не меняя ни слова, как будто это партитура, а я дирижер. Я знаю пьесу на французском, поэтому понимаю, что происходит на сцене, даже не говоря по-русски. Если актеры что-то добавляли, пропускали или не вступали вовремя, я это пресекал. До недавнего времени главенствовала мысль, что нужно постоянно наращивать производство, что научный, экономический и общественный прогресс идут рука об руку. Однако сегодня чем больше мы производим, тем сильнее загрязняем планету, разрушаем мир, в котором живем. Наши отношения с окружающим миром переживают кризис. А Чехов поднял этот вопрос еще столетие назад. Почему человек ничего не создает, а лишь разрушает. Не зря же доктор Астров с такой страстью борется за сохранения леса, пытается остановить его варварское истребление, - рассказал о постановке режиссер Стефан Брауншвейг.

По мнению режиссера, ключ к сегодняшней постановке "Дяди Вани" - экологическая тема, которая волнует весь мир, и актеры, которых он привлекал к спектаклю, не сразу поняли, почему он так много внимания уделяет этому и почему отодвигает на второй планы традиционные темы классиков - как то любовь.

Когда режиссер заговорил с нами о том, как важно то, о чем говорит Астров, я подумала: мы что, делаем спектакль о лесе? Тут же такая любовь, такие характеры… Но пока мы изо дня в день репетировали, начались пожары в Сибири, в Амазонии, в Южной Африке. И только тогда поняли, что это за тема в спектакле и насколько Астров был прав, - рассказывала Юлия Пересильд.

Премьера "Дяди Вани" стала завершающим показом XIX-го предъюбилейного фестиваля искусств "Черешневый лес", который проходит в Театре Наций.