Касса  +7 (495) 629 37 39
В этом году пройдет юбилейный X Фестиваль театров малых городов. Его активно поддерживает Театр Наций во главе с Евгением Мироновым. Уже несколько лет для театра это одно из приоритетных направлений деятельности, которое во многом способствует такой задаче, как поддержка коллективов из глубинки. «Театр Наций не ограничился фестивальной деятельностью», — говорит помощник художественного руководителя Елена Носова. — Уже второй год осуществляется новый проект — семинар-лаборатория по поддержке театров малых городов России. Этот синтез молодой режиссуры и современной драматургии зарекомендовал себя как эффективный экспресс метод". Такие эксперименты уже проводились в Великих Луках, Рыбинске, Балакове, Новошахтинске, Прокопьевске, Туапсе, Ельце, Советске. Проект дает возможность повысить свою квалификацию, расширить кругозор, и, кроме того, способствует формированию репертуара. На этот раз экспресс-лаборатория Театра Наций приехала в гатчинский театр «Встречи». Вся работа семинара проходила в дворцово-парковом ансамбле музея «Гатчинский дворец». Администрация музея любезно предоставила неотреставрированные залы для репетиций и показов спектаклей. Программа началась с мастер-классов по сценической речи (педагог Наталья Седова) и сценическому движению (Владимир Малюгин). Параллельно с этим режиссеры разбирали с актерами пьесы. Этот профессиональный тренинг можно назвать экстремальным, ибо через три-четыре дня нужно уже было показать готовый эскиз. Честолюбие, присущее режиссерам, заставило выдать на публику не наброски, а почти готовые спектакли. Тридцать пьес на выбор предоставил театру Олег Лоевский — арт-директор семинара-лаборатории. Из них пять произведений отобрал художественный руководитель театра «Встречи» Андрей Корионов. По его словам, лаборатория Театра Наций необходима театру как воздух, так как почти двадцать лет актеры играли, в основном, детские спектакли, и устали быть «зайчиками», да и городу давно пора было познакомиться с современным искусством, и потому выбор пьес главным режиссером оказался достаточно жестким. Первым на суд зрителей был представлен эскиз спектакля «Русская народная почта» — грустная сказка, рассказанная драматургом Олегом Богаевым и воплощенная режиссером Виктором Стрельченко, выпускником мастерской Олега Кудряшова. Действие спектакля разворачивается в полуразрушенном кабинете императора Александра III. Герой пьесы — Иван Жуков (актер Павел Явдосюк), схоронив два года назад жену, пишет письма друзьям юности, сам себе отвечает на них и снова пишет себе от разных людей, в том числе и от президента, а по ночам к нему приходят королева Англии с Лениным и спорят, кому достанется жилплощадь. Режиссер Александр Созонов, ученик Кирилла Серебренникова, имеющий за плечами опыт по созданию собственных театров (Молодежный театр «ГОСТ», Пражский Театр «Студия-Кси»), с гатчинским театром сделал эскиз спектакля по пьесе Павла Пряжко «Жизнь удалась». Созонову удалось тактично рассказать написанную языком пролетарских окраин историю о новом поколении, остро нуждающемся в любви и счастье, в самореализации, но не умеющему выразить и объяснить это ни себе, ни другим. Именно на спектакль «Жизнь удалась» пришлось самое точное попадание в выборе места действия: руины Фойе дворцового театра, строительный хлам, обломки кирпичей как нельзя лучше подходили к словесному хламу, которым разговаривали герои, и хламу, которым набиты их души. «У Пряжко не было задачи шокировать публику. Эта пьеса — его жизненные наблюдения. А театр — увеличительное стекло, которое показывает нам, в каком мире мы живем», — рассказал Олег Лоевский. Кстати, на спектакле присутствовало много представителей старшего поколения, а мама актрисы Дарьи Королевой, сыгравшей Лену, заявила, что, только, благодаря спектаклю поняла, как сложно сегодня молодым не жить, а выживать в современном мире. Режиссер Вячеслав Тыщук выбрал пьесу драматурга Олега Богаева «Тридцать три счастья». Выпускник РАТИ-ГИТИСа (мастерская Марка Захарова) в настоящее время учится в аспирантуре у Сергея Женовача. За плечами у молодого режиссера несколько постановок, в том числе, в питерском ТЮЗе, Ставропольском театре драмы, новосибирском театре «Глобус». Пьесу Богаева Тыщук сократил смело, лишив ее при этом авторского замысла. У драматурга все перевертыши происходят по волшебству («золотая рыбка»), а режиссер решил, что зрители должны дойти до сути сами, силой своего (и режиссерского) воображения. Некоторые фрагменты спектакля получились особенно удачно, причем не без труда актеров Елены Приказчиковой и Бориса Соколова, которые с наслаждением они проживали свои роли. Публика выразила желание оставить спектакль в репертуаре театра. Пьеса Анны Яблонской «Пустошь» досталась режиссеру Кириллу Сбитневу. Не самый легкий текст Кирилл разложил на актеров столь профессионально, что трудно было представить себе, что такую масштабную работу, включая выученные наизусть актерами сложнейшие роли, можно было проделать за четыре дня. Кирилл окончил СПГАТИ, мастерскую Григория Дитятковского с красным дипломом. Был актером в «А. Р. Т. О.», а режиссерский дебют его состоялся на сцене Театра Наций («Письма к Фелиции»). Кроме того, он успел поработать с Декланом Доннелланом. Чесменская галерея Гатчинского Дворца послужила достойной декорацией к спектаклю «Пустошь»: Центурион (Сергей Брагинец), его жена (Жанна Корнеева), фригиец (Антон Пестов) на фоне древних развалин существовали абсолютно естественно. Перемещения во времени и пространстве — от сегодняшней жизни к древнему Риму с бурными страстями — все было жестко и точно выстроено режиссером. И, несмотря на узкие параметры галереи и минимум декораций, актеры точно знали, как и что им играть. Зрители как завороженные наблюдали за событиями в ирреальном мире, где хватаются за палку и поднос, будто это орудие и щит, а вместо шлема и катафракты (рыцарский панцирь) невозмутимо водружают на себя шляпу и обыкновенный плащ. Часть публики к финалу представления пребывала в некоторой растерянности, что было замечено и откомментировано режиссером: «Трагедия сегодняшнего театра в том, что зритель приходит в него отдыхать. Чуть только в спектакле больше смысла, чем просто сюжет, люди воспринимают это с трудом, потому что многие утратили потребность думать…». Режиссер Вилюс Малинаускас в свои двадцать семь лет уже возглавивший «Тильзит-театр», поставил с актерами «Встречи» эскиз спектакля по пьесе «Все мечтают» молодого драматурга Татьяны Голюновой. Эту пьесу предложил художественный руководитель театра Андрей Корионов. Вполне опытному, режиссеру, выпускнику Литовской академии музыки и театра, ученику Римаса Туминаса было непросто выжать из этой пьесы что-либо, кроме коротких поверхностных сюжетов. Вилюс показал свой эскиз спектакля «Триптих» в Арсенальном зале Дворца, попытавшись задействовать все пространство зала. Для этого он не дал публике возможности сидеть, а предложил перемещаться по залу, чтоб таким образом оправдать переходы между несвязанными частями пьесы. Для зрителей это была неожиданность, для актеров — новый опыт. Актеры во время работы над спектаклем буквально влюбились в интеллигентного Малинаускаса. Двоих из них, не связанных условиями контракта, молодой режиссер пригласил к себе в Тильзит-театр. Олег Лоевский, разбирая спектакль, отнес пьесу Голюновой к скетчевой драматургии, посоветовав молодому драматургу, присутствовавшей на показе, учиться коротким сюжетам у Равенхилла. Директор театра «Встречи» Виктория Александрова поблагодарила всех участников лаборатории за удачный эксперимент: «Было просто необходимо встряхнуть театр, как следует, дать ему свежей крови. Актеру тренаж крайне важен, и театру он поможет не уйти в рутину, не отстать от современной жизни…». «Теперь будет, из чего строить новый репертуар, подумать о месте каждого актера в труппе», — подытожил художественный руководитель театра Андрей Корионов. На обсуждении больше всего отмечали непривычное распределение ролей, которое помогло всем актерам раскрыться в совершенно ином свете. И невозможно не отметить удивительное сотрудничество с музеем «Гатчинский дворец», чье руководство оказалось чрезвычайно творческим и заинтересованным. Театр и музей теперь смогут создать необычное культурное пространство, которое будет привлекать молодежь к истинной культуре.