Касса  +7 (495) 629 37 39

Как отметили день рождения Шекспира в Театре Наций

Люстра рассказала про "Бурю"  Вчера – или сегодня? – или позавчера? – ему исполнилось бы 450. Фото с официального сайта Театра Наций

День рождения Шекспира в Театре Наций отметили специальным проектом под названием «Шекспир. Лабиринт»: режиссер Филипп Григорьян, художник Галя Солодовникова и драматург Ольга Федянина запустили зрителей в путешествие по легендам и мифам из жизни и творчества «Вильяма, так сказать, нашего, Шекспира».

Путешествие в прямом смысле слова: полтора часа по темным закоулкам Театра Наций, с небольшими остановками. В наушниках (их раздают вместе с маской в виде портрета Шекспира перед началом представления) сказочники с голосами Сергея Чонишвили и Виктора Вержбицкого ведут рассказ про шекспировское известное неизвестное: и про загадку с рукописями, и про претендентов на Шекспира, и про невыясненную дату рождения; про «Глобус», про кулинарию, про количество всяких смертей и т.д. На стенах лестничного пролета – милые барашки, что паслись на лугах вокруг Стратфорда, географическая карта с десятками огоньков, отмечающих города, где идет самая популярная шекспировская пьеса «Макбет», «гравюры» с «фактами» вроде того, что Шекспир извел на перья 61,5 гуся (Галя Солодовникова).

Сам именинник (его исполнил Никита Федун) вдруг мелькнет за письменным столом или за обеденным или поднимется со своими актерами на сцену для финальных поклонов. Зрители же пока доберутся до уютных кресел зала, попробуют яда (самые разнообразные висят в специальных контейнерах на стене) или пустят кровь героям (есть алая, а есть и голубая), а то и сами выпьют кровушки (об этом дальше).

Вариации на шекспировскую тему сделали молодые российские режиссеры и художники, и многие из них сознательно рефлексируют над нашей действительностью, социальной и политической. Восторженная речь Тургенева о Шекспире превращена артистами Liquid Theatre в политический митинг: после фразы партийного лидера о том, что мы, русские, понимаем Гамлета лучше англичан, уже не надо произносить «Россия – родина слонов» и, конечно, «Россия – не Европа» – и так ясно по экстатической реакции толпы (в наушниках). 

О примитиве, который проникает из Facebook даже на сцену, поставил смешной номер сам Григорьян. Главными героями этюда про капризную примадонну, исполняющую партию Офелии в опере Тома «Гамлет», стали, конечно, котики. Звезда обматерила гримершу, гримасничала на сцене и по ходу дела ласкала котенка. Чтобы зрителям не было обидно, им тоже дали погладить киску – до искусства ли тут?  

Разумеется, не обошли стороной тему «Шекспир – не Шекспир»: режиссер Юрий Квятковский предложил участникам тайного сообщества (тут и пригодились маски) срочно сочинить только что найденную в архивах пьесу (пиарщики уже подготовили поле для сенсации – репортаж идет по телевидению, общественность замерла в ожидании). 

Дмитрий Волкострелов, как всегда, легких путей для зрителя не ищет: те уже еле стоят на ногах, а вынуждены выстоять 36 четверостиший стихотворения Варлама Шаламова «Фортинбрас». Впрочем, емкий и образный слог Шаламова того стоит. 

Дальше – вариации на темы знаменитых шекспировских пьес. «Тит Андроник» с освежеванными человеческими трупами и литрами бутафорской крови. Здесь и предлагают зрителям испробовать ее на вкус, предлагая томатный сок, и, надо сказать, руки к стаканчикам тянутся очень опасливо. Хореографическая фантазия «Гамлет» в исполнении артистов Dialogue Dance, которые в момент страстных душевных метаний изгибаются дугой на полу и натягивают на лицо футболки с изображением «Бриллиантового черепа Дэмиана Херста». Самый впечатляющий этюд сделали режиссер Тимофей Кулябин и актриса Елена Мороз: Леди Макбет корчится в яростных попытках отмыть от крови жертв свои отрубленные руки. А самый трогательный – про люстру, которая голосом Лии Ахеджаковой пытается вспомнить постановки «Бури»: за век с лишним все смешалось в ее «голове», но сердце до сих пор горит неистребимой любовью к театру.