О лаборатории Театра Наций по современной драматургии в малых городах России
Все российские города делятся в театральном сознании на два типа: те, где театр есть, и те, где его нет. Конечно, речь идет о так называемых «малых городах», из которых вообще-то и состоит почти вся Россия. Городов, где театр есть, — великое множество. И многие из них стоят в очередь на проведение лаборатории Государственного Театра Наций по современной драматургии. Проект по проведению таких лабораторий в рамках программы поддержки театров малых городов проходит уже много лет при финансовой помощи министерства культуры России. И это важнейший культуртрегерский проект. Театры, которые «варятся в собственном соку», получают профессиональную помощь молодых или уже состоявшихся режиссеров, имеющих за плечами хорошую столичную школу, а часто и опыт руководства театрами. Очень важную поддержку на своих мастер-классах оказывают педагоги по сценической речи (Марина Гарсия Солано, педагог кафедры сценической речи Театральной школы Олега Табакова) и сценическому движению (Батраз Засеев, преподаватель Театрального института им. Б. Щукина, Школы-студии МХАТ). После эскизов проходят обязательные обсуждения экспертов-критиков. Ну и что тоже очень ценно — это мощная профессиональная подпитка, живое общение, ведь обсуждения эскизов проходят при зрителях, которые порой принимают живейшее участие в работе. Руководят проведением лабораторий Олег Лоевский, арт-директор и вообще основатель лабораторного движения в стране (Екатеринбург), и Елена Носова, идеальный куратор программы по поддержке театров малых городов России (Театр Наций).
И вот очередь на проведение такой лаборатории дошла до двух театров Пермского края. Один из них — старейший в крае Лысьвенский театр драмы имени А. А. Савина, второй — Молодежный театр-студия «Доминанта» в городе Губаха. Расстояние между этими городами небольшое — полтора часа пути в автобусе, и решено было проводить лабораторию одновременно в двух городах. В Губаху прилетел новый главный режиссер Казанского ТЮЗа, номинант национальной премии «Золотая Маска» Радион Букаев, а в Лысьву был заброшен десант из двух режиссеров: Веры Поповой, тоже номинанта «Золотой Маски», и Марка Букина, артиста Пермского Театра-Театра, начинающего режиссера, для которого эта лаборатория оказалась первой.
В Губахе Радион Букаев решил отказаться от традиционного спектакля на сцене и поставил спектакль-бродилку по книге Алексея Иванова «Горно-заводская цивилизация. Хребет России» (не могу здесь употребить более элегантное слово «променад», потому что погодные условия не способствовали его проведению). В фойе и в зрительном зале театра-студии «Доминанта» зрители поначалу оказались перед продавцами старой утвари, случайных знаков времени, сокровищ, вынутых из уральской земли. Продавались и «золотой песок» в спичечных коробках, и минералы, и ржавые инструменты, и старые чайники, и медные струны от рояля, на котором вроде бы играл сам Петр Ильич. Ошеломленные зрители переходили от продавца к продавцу, слушали разные истории, включались в диалоги; особым вниманием пользовалась слепая девушка, которая показывала всем браслет, якобы семейную реликвию рода Строгановых. Потом на этой импровизированной ярмарке пела уральскую песню голосистая девица, а после все потянулись в зрительный зал, где поначалу в теневом театре стали свидетелями совещания продавцов по поводу не очень удачной торговли. На этом же экране начали появляться слайды с видами старейших заводских зданий уральской «горнозаводской цивилизации», потрясающей красоты архитектурных сооружений, сгинувших под напором нового времени. Вокруг уральских заводов возводились рабочие слободки, которые потом превращались в промышленные поселки, города. Все строилось вокруг заводов, фабрик, депо, мастерских, шахт. Они давали работу, заработки, вокруг них клубилась жизнь. Люди долго не могли смириться с тем, что шахты выработаны, заводское оборудование устарело и надо бросать могилы предков, уезжать. Вот об этом и говорили артисты студии, выходя на сцену. Губаха — промышленный город. И в нем много брошенных, оказавшихся ненужными новому времени зданий, которые превращаются в руины. Да уже превратились. Поэтому зрители очень близко приняли эскиз. Они взволнованно обсуждали увиденное зрелище. Ну, не все, конечно, получилось. Слишком неопытны молодые артисты. Но искренности и желания довести работу до конца им не занимать. Да и все зрители проголосовали «за». И наш театральный «десант» двинулся в Лысьву.
На следующий день были показаны два эскиза в Лысьвенском театре драмы. Эскиз по новой пьесе талантливого Алексея Житковского «Космос» был поставлен уже опытным режиссером, ученицей С. Женовача Верой Поповой. Действие пьесы происходит в Бугульме. Этот город — как символ далекого, не очень благополучного места, из которого надо бы уехать, но ведь ни у кого не получается. И вот героиня пьесы Татьяна, учительница английского (ее играет Варвара Утробина), узнает, что в город приезжает ее бывший одноклассник, а ныне космонавт Сергей Лысов (Александр Мехряков). Он не просто «выжил», единственный из всех мальчиков, он вырвался в другую жизнь и полетел в космос. И город готовится к встрече с ним. И Татьяна готовится. Тут же возникают и мечта о любви, и сон, в котором он ей в этой любви признается, и обломок подаренного им когда-то карандашика превращается в важный знак. Словом, вся прежняя жизнь с посещением могилы давно погибшего мужа, угрюмый и не очень любимый сын-подросток (Антон Нистратов) — все побоку. Впереди — надежда на другую жизнь. (Он ведь ей когда-то карандашик подарил! Вот он, обломок!) Но встреча с космонавтом отменяется, и все летит к черту.
В эскизе очень точно передана атмосфера унылой, тоскливой провинциальной жизни. Собственно, это тема вечная в русской драматургии. «В Москву, в Москву!» уже не рвутся. Какая Москва? Да и есть ли она, как сомневаются в другой современной пьесе? Существование без любви, без праздника в душе, без событий, да просто без радости — вот что невыносимо. И в этом эскизе остроумно и горько показано, что так живут все герои. Актерские работы почти все точные, «присвоенные», со множеством смешных, узнаваемых деталей. Интересно выстроено пространство. Вся Малая сцена театра представляет собой ступени, спускающиеся вниз, к зрителям. И на каждой такой мини-площадке какая-то ступень жизни. На одной Татьяна смотрит телевизор и мечтает о Микки Рурке, а внизу кладбище, куда она с сыном приходит навестить могилу нелюбимого мужа. Чуть выше — они с подругой Гулей (Наталья Крючева) выпивают и говорят про жизнь. На самом верху — кабинет директора, где идут бесконечные и очень смешные споры о том, как встречать почетного гостя. Директору (Анатолий Лепихин) надо, чтобы все было по правилам, чтобы «наверху» были довольны, а учителю физры Гургену (Алексей Якубенко) на все наплевать.
С одной ступени на другую перескочить непросто. Все старательно проходят все траектории. И возникает чувство, что на эти бессмысленные хождения и уходит вся жизнь. При чтении пьеса мне казалась очень грустной, а финал совсем безрадостным. А в эскизе, благодаря режиссерской фантазии, точным и часто парадоксальным оценкам, многое было смешно. Но и горько, потому что узнаваемо. У Веры Поповой часто так получается: ставит вроде бы про быт, а в результате — Космос.
Второй эскиз был по пьесе Дмитрия Богославского «13 первых правил баскетбола, сформулированные Джеймсом Нейсмитом». Поставил эскиз Марк Букин, спешно приехавший из Перми, чтобы заменить заболевшего приглашенного режиссера. Я пишу об этом, чтобы подчеркнуть: Марк не был готов к работе над этой пьесой, и не он ее выбирал. Тем не менее, с непростым текстом справился. И отлично поработал с артистами. Две супружеские пары, дружащие семьями, собираются на день рождения. А уж какие семейные тайны, какие страсти, измены, предательства разыгрываются в этот неудачный вечер… пересказать невозможно.
Режиссер решил поставить эскиз на планшете сцены. Перед нами две не просто супружеские пары. Это две пары клоунов. Действие происходит, конечно, в театре, где все четверо долго гримируются, перебрасываются репликами. Ну, подумала я, сейчас начнется унылая русская клоунада, излюбленный жанр начинающих режиссеров. Но я совсем забыла о том, что передо мной два прекрасных, высокопрофессиональных, соскучившихся по работе артиста — Михаил Тихомиров и Игорь Безматерных. Два клоуна: Белый и Рыжий. А рядом с ними хоть совсем и не клоунессы, но как-то вдруг впрыгнувшие в эту игру — острая, эксцентричная Елена Елькина и лирическая Александра Кожевникова. Что они все творили на сцене, как вдруг заиграли всеми красками, завертелись унылые выяснения супружеских отношений… Так ловко, технично работали Белый (Тихомиров) с точными, смешными, невероятно разнообразными оценками и Рыжий (Безматерных) с каскадом трюков, драк, что подумалось: с ними бы хорошо комедию дель арте поставить… если бы еще кто-то знал, как ее ставить. В общем, несмотря на трагический финал, душераздирающую сцену прощания Рыжего с женой Ингой (Александра Кожевникова) перед смертью, ощущение радости от встречи с настоящей театральной стихией было очень сильным. Да, честно говоря, лысьвенские артисты соскучились по лабораториям, которые раньше проходили в театре каждый год.
Лаборатория оказалась очень успешной по результатам. Очевидно, все эскизы получат полноценное воплощение на сценах двух театров. А что еще надо для театрального счастья? Новые спектакли — это значит, новые роли для артистов. И это работа с хорошими режиссерами, которые вольют свежую кровь в жизнь театров.