Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
„Наедине со всеми” — название одной из лучших пьес Александра Гельмана. А были еще и „Протокол одного заседания”, „Мы, нижеподписавшиеся”, „Обратная связь”. Любое из них мог бы вынести в заголовок и автор „Метода Гренхольма” испанский драматург Жорди Гальсеран. В социалистических пенатах подобные произведения числились по разряду „производственная драма”, сейчас их склонны относить к психологическим триллерам. Гельман проверял на прочность постулаты морального кодекса строителя коммунизма и их несоответствие реалиям жизни. Гальсеран сталкивает нормы современной корпоративной этики с гуманистическими представлениями о ценностях бытия.

Я вспомнила нашего классика не только справедливости ради. Не знаю, как кому, а мне давно остро не хватает пьес, героями которых были бы не бомжи, наркоманы и проститутки, а обыкновенные люди, столкнувшиеся с реалиями новой жизни. И хотя действие „Метода Гренхольма” происходит в офисе крупной барселонской компании, болгарский режиссер Явор Гырдев не зря делает задник зеркальным на то время, что публика усаживается в креслах. Персонажам предстоит остаться наедине со всеми. Два часа сценического времени совпадут с двумя часами собеседования, в результате которого кто-то из четырех конкурсантов должен занять престижное и высокооплачиваемое место топ-менеджера. Сюжет закручен с детективной ловкостью, и мы только к финалу узнаем, что трое из претендентов — подставные лица, сотрудники корпорации. Начавшийся как остроумная комедия, спектакль заканчивается на трагической ноте. Ее берет Сергей Чонишвили, исполнивший роль Фэррана, того, кто оказался единственным экзаменуемым. Именно он, сняв в финале маску, за которой по условиям игры прятались все герои, придает происходящему ту человеческую глубину, которая выводит спектакль за рамки просто хорошо сделанной вещи. Его Фэрран, потерпевший сокрушительное поражение в борьбе за должность, неожиданно и для себя, и для зрителя одерживает моральную победу: им был нужен не „отзывчивый человек, притворяющийся бездушным карьеристом, а бездушный карьерист”. Сам потрясен, что не потянул.

Игорь Гордин, Виктория Толстоганова и Максим Линников виртуозно играют трех притворяющихся. Особенно изысканна пародия Гордина на маленьких людей Гоголя — Достоевского, тем более что в этом сезоне актер дважды блеснул в трагических ролях на сцене ТЮЗа.

…Стерильное пространство офиса украшает акула — копия знаменитого объекта британского художника Дэмиана Херста. Для тех, кто не знает, что эта хищница арт-объект, — она просто символизирует нравы современного мира. Те, кто в курсе, помнят парадокс „акулы в формалине”: она есть доказательство того, что финансовая стоимость — единственное, что сегодня имеет значение в оценке произведения искусства. „А в оценке человека?” — спрашивают и отвечают авторы спектакля „Метод Гренхольма”, оскалив зубы в улыбке.