Театр наций представил в Москве спектакль Камерного театра из
Зрителю на израильском „Гамлете”, поставленном худруком Камерного театра (это крупнейший театр Израиля, играющий на пяти сценах) Омри Ницаном, зевать некогда.
Играют они внятно, собранно, отчетливо „формулируя” каждую эмоцию, не отпуская нить событий — но и не задерживаясь на лишних подробностях: „Гамлет” Камерного театра идеально подходит для тех, кто впервые знакомится с трагедией Шекспира. Но и те, кто видел десятки версий главной пьесы мирового репертуара, в спектакле найдут немало откровений — главное из них заключено как раз в том, что „Гамлета” можно рассказать как захватывающую воображение историю. Омри Ницан словно называет вещи своими словами.
Действие его спектакля происходит сегодня. В таком решении никакой новизны, разумеется, нет. Производит впечатление не смелость идеи, а те решительность и честность, с которыми она воплощена. От быстрых проходов актеров, от их громких голосов, от яркого, резко меняющегося света создается ощущение, что зрители сидят в телестудии. Израильская Дания — современное, динамичное государство во главе со стареющим
Весьма современно выглядят и сострадающий другу интеллектуал Горацио в очочках и шарфике, и подвижный, хлопотливый ветеран придворного труда Полоний, и его дети — миловидная Офелия в джинсовой юбочке и Лаэрт, который уезжает из дома самоуверенным, элегантным франтом, а возвращается озверевшим боевиком в камуфляже и с автоматом наперевес (в Израиле, живущем постоянным соседством с войной, эта метаморфоза, несомненно, воспринимается острее). Собственно говоря, пятнистый камуфляж придет на смену и всей этой „диктатуре гедонизма” — явится в финале
О заглавном герое разговор нужно вести особый. И сам Гамлет в спектакле Омри Ницана — особый, ни на кого здесь не похожий человек. Итай Тиран — актер фантастического обаяния и незаурядного темперамента. Его умному и чувствительному Гамлету, конечно, претит та „ярмарка тщеславия”, что творится вокруг. Поначалу он замышляет бегство, даже собирает чемодан, но остается — и вот уже кинжалом, вытащенным из праздничного торта, он готовится перерезать себе вену на руке. Гамлет Итая Тирана решает мстить и воевать, но он, музыкант и философ, конечно, знает цену любому бунту. Он ничуть не обольщается насчет собственных сил и не зря прицепляет к черепу бедного Йорика красный клоунский нос — все страшное для Гамлета непременно несет в себе и
Важно, впрочем, не то, что ждали (или не ждали) от очередного „Гамлета”, а то, что израильская постановка возвращает нас к полузабытым, но