Семь лет прошло, а я с улыбкой вспоминаю, как выл в фиолетовых семейниках, перебирая струны балалайки, Марат Башаров, признаваясь ей в любви в первую брачную ночь в фильме „Свадьба”. Потом ей признавался в любви (и страстно ею с ней же занимался) Владимир Машков в „Олигархе”. Примерно в то же время я увидел ее в роли Нины Заречной. В постапокалиптической, но очень трогательной „Чайке” Андрея Жолдака. Заречная — Мария Миронова бегала с огромными чемоданами по пустой сцене Театра Наций, а ее пытался остановить прекрасный Треплев — Александр Усов.
Думаю, что сейчас мы видим Марию Андреевну — а Машей ее называть ни в коем случае нельзя — в великолепной форме. Вокруг множество театральных и кинопроектов, она ищет, интересуется, пробует и побеждает. Она старательно выдерживает заданную ею же самой планку — работать только с теми людьми, которые ей интересны, которые могут предложить окружающим новую транскрипцию ее таланта. В большинстве своем это мужчины. Ее любимые мужчины — те, кто помог ей показать себя актрисой с большой буквы. Мужчины Марии Мироновой здесь и сейчас признаются в любви. В любви к девушке, которая сегодня стала самой интересной, неожиданной и яркой актрисой страны.
Harper?s Bazaar: Начиная разговор, мне хочется говорить не просто о тебе, а о самых значимых мужчинах в твоей жизни. Принято считать, что в жизни любой женщины главным мужчиной является отец. Скажи, Мария Андреевна Миронова была папиной дочкой?
Мария Миронова: Не знаю, чьей я была дочкой. Скорее я была маминой дочкой и внучкой своей бабушки — Марии Владимировны Мироновой. Она была человеком уникальной силы и
HB: Такие женщины, которые на самом деле не женщины, а мужчины. В детстве или юности у тебя было больше друзей девочек или мальчиков?
ММ: Дружила я тогда в основном с мальчишками, но, к сожалению, жизнь распорядилась таким образом, что тех моих друзей со мной сейчас нет рядом. Многих из них просто нет в живых. Но вот не так давно вспоминала свою первую любовь — Сашу Ланового, сына Ирины Купченко и Василия Ланового. Я с ним не виделась с тех лет — не знаю, где он, как он. Мы вместе учились в математической школе, соответственно, там и познакомились. Сидели за одной партой, ходили за ручку.
HB: А после школы был ВГИК, и там тоже были прекрасные мужчины.
ММ:
HB: Ты уже тогда любила
ММ: Меня никто не приводил. Я с детства хотела
HB: Да, в „Ленкоме” уснуть сложно — там все всегда зримо и громко. Практически всегда там поют, танцуют.
ММ: Я в свое время, чтобы попасть в труппу „Ленкома”, тоже показывала Марку Анатольевичу танец и песню. Пела, как сейчас помню, Strangers in the Night. Я уже десять лет служу в этом театре. А еще дольше я общаюсь со своим любимым мужчиной, моим абсолютным близнецом — сыном Андреем. Ему сейчас пятнадцать лет, но у меня такое ощущение, будто я с ним прожила всю свою сознательную жизнь. У нас с ним разница в днях рождения — ровно одна неделя, и мы настоящие Близнецы — мы оба родились ранним летом.
HB: Можно сказать, что после Андрея
ММ: Да, я играла у Мирзоева в спектакле „Две женщины”, который он ставил в „Ленкоме”. На этом спектакле я встретилась и поработала с Павлом Каплевичем — он создавал сценографию и костюмы для спектакля. И на один из спектаклей пришел Павел Семенович Лунгин. Позже мне он сам позвонил и предложил почитать сценарий фильма „Свадьба”. Через
HB: Но для „Олигарха” ты делала много проб. Мне кажется, ты уговорила Лунгина придумать эту небольшую роль.
ММ: Да, действительно, Павел Семенович долго думал перед тем, как меня утвердить, потому что видел эту роль более возрастной, но и я не могла на него давить. Просто я безумно хотела у него сниматься, и в конечном итоге это случилось. Вообще, в любой момент, когда будет хоть
И, продолжая о моих любимых
HB: Мне кажется, что многие вещи в твоей творческой карьере закономерны после грандиозного успеха спектакля „Федра”. Звание заслуженной артистки страны, целая охапка театральных премий, восторги коллег. Мы увидели в этом спектакле новую тебя — сильную драматическую, даже трагическую актрису.
ММ: Все это во многом благодаря Андрею Жолдаку. На „Федре” мы снова встретились после спектакля „Опыт освоения пьесы Чайка системой Станиславского”, где я играла Нину Заречную, а Павел Каплевич был продюсером. Я Жолдака лазерно чувствую. Чувствую, что в его безумном потоке идей всегда есть четкая конструкция и ясная метафора. И все это начинает во мне
Однако во время репетиций „Федры” я часто его просто ненавидела. Когда он из меня хотел сделать такого зайца на барабане. Он мне кричал: „Давай, быстрее. Покажи мне, как это будет!” А я понимала, как это должно быть, но не могла этого сделать, пока не будет полной партитуры роли. Иначе это было бы вранье. И я все время ему говорила: „Нет. Вот этого не будет и того тоже не будет”. Зная характер Андрея, понимаешь, что такое поведение артиста невозможно. Тем не менее после сдачи „Федры” он зовет меня не иначе как „сестренка”, и мы с ним очень дружны.
И во время тех самых нервных, жестоких репетиций придумали, что после „Федры” мы должны сделать „Кармен”. Спектакль выйдет в ноябре, а пока идут кастинги, работа над декорациями, костюмами. Для этого мы пригласили в нашу сплоченную троицу
HB: Ты в „Кармен” не только актриса, но и продюсер. Как тебе этот новый опыт?
ММ: Да, мы с Павлом Каплевичем вместе продюсируем спектакль, и для меня это очень интересно и ответственно. Приятно, что наш проект получает поддержку. Я очень благодарна всем, кто поддерживает эту инициативу, и в первую очередь — моему любимому ювелирному бренду Montblanc.
HB: Вы сознательно сделали свой выбор в пользу столь драматической истории?
ММ: Когда мы все это задумывали, у меня в голове было много названий, и все они принадлежали трагедии. На данный момент это самый интересный для моего профессионального существования жанр. И в случае с „Кармен” произойдет совмещение современной интерпретации жанра с высоким классическим смыслом трагедии.
HB: Обилие работы в театре, и актерской, и продюсерской, никак не мешает твоим съемкам в кино?
ММ: Думаю, нет. В конце осени должно выйти три фильма с моим участием. Я снялась у дебютанта Ильи Ноябрева в картине „Хроники утопленников” по роману Льва Толстого „Живой труп”, и меня искренне порадовала профессиональная слаженность команды. В другом проекте — в картине Антона Сиверса по рассказу Ивана Бунина „Качели” — я играю с Андреем Мерзликиным. И здесь я получала удовольствие от самой роли. Она, что называется, от ангела до черта. Впрочем, самой долгожданной лентой для меня станет „Никто кроме нас” Сергея Говорухина по его одноименному роману. Картина очень долго рождалась, прерывались съемки. А сам Сергей абсолютно уникальный человек, много переживший и ставший стоической личностью. Так что на мужчин, с которыми я творю, мне
Марк Захаров, главный режиссер театра „Ленком”
„Мария Миронова — очень дорогой мне человек, в частности, потому, что впервые я видел, как на моих глазах актриса из юности переходит в творческую молодость. Впервые я ее увидел в Табакерке на Чаплыгина, на торжестве, связанном с юбилеем Марии Владимировны Мироновой. Подошел, познакомился и был немного разочарован. Мне казалось, что дочь Андрея Миронова должна выглядеть
Но первое ощущение всегда обманчивое. И когда она появилась в Ленкоме и
После этого у нее была череда творческих побед. Она замечательно снималась в кино. Причем все ее работы люди видели. Она приобрела уверенность и стала восходящей звездой в самом прекрасном смысле этого слова. У нее было немало ролей в театре: Две девушки, Тартюф, Плач палача. Безусловно, событием стала ее работа в спектакле Андрея Жолдака Федра. К спектаклю может быть любое отношение, но для Марии — это огромная творческая удача.
Мне дорого в ней то, что в профиль она очень похожа на Андрея. Она держится скромно, достаточно замкнуто, и мне это нравится. Это стиль раннего МХАТа, где Станиславский и
Павел Лунгин, кинорежиссер
„Я люблю Машу за то, что она Маша. Она уникальная, красивая, отдельная, таящая, нетусующаяся, не похожая ни на кого. Очень серьезно относящаяся к работе и к искусству.
Многим кажется, что слово звезда — это метафора, а на самом деле это правда. Люди, лица и глаза которых испускают свет и рассеивают его, и называются звездами. У Маши есть это качество, и я с самого начала это увидел, почувствовал. В кино мы, к сожалению, ограничены проектами — это не театр. В театр можно звать любимого актера на любую роль — мужчины, женщины, старика или старухи, а в кино все более безусловно. В моих последних работах Марии не было, и я очень по ней скучаю. Я хочу с ней работать. Мне кажется, она стала
Напиши, что она просто прекрасна и что при первой же возможности я возьму ее, как собака берет любимую кость в зубы, и побегу”.
Андрей Жолдак, театральный режиссер
„С Машей очень интересная история у меня получается. Я это называю химией. Я на уровне молекул ее вижу и слышу, как рентген. Наверное, она меня
Наш случай с Машей второй. Мы пока не получили от бога любви, и химия в работе у нас с ней частенько идет через конфликт.
Я ей говорю — мы будем пить сельдерейный сок, а она мне — я ненавижу этот сок. Она — во всяком случае со мной — заряжается от энергии отрицания, это для нее как пружина. И в
Такие отношения — лифт, чтобы опуститься в подсознание человека, к тайным глубинам и скрытым импульсам, а после вознестись к небесам, к
Сейчас, на запуске нового проекта Кармен, она видит свою героиню так, я же вижу ее совсем
Юрий Купер, театральный
„Мария мне очень нравится как женщина, не только как актриса. Она реализует в жизни мой любимый тип — тип нежной блондинки. У нее есть мягкость интонации и приятный тембр голоса. В ней угадывается оттенок застенчивости, но при этом ты отчетливо чувствуешь, что здесь и черти водятся.
Как актриса Мария для меня универсальна. В ней есть болезненность, легкая нервозность и женственность. Но в первую очередь она — серьезная актриса. Достаточно вспомнить ее роль в Федре, роль с огромным количеством текста, которую она осилила и сыграла блестяще. При этом у Марии необыкновенный потенциал, и она еще не открыта до конца.
В новом проекте Кармен, над которым мы сейчас работаем вместе, я многое стараюсь сделать для Марии. Именно она предложила мне участие в своем будущем спектакле, после того как увидела мои декорации к Борису Годунову для Большого театра.
Можно сказать, что я пытаюсь ей понравиться, и я очень благодарен Марии Мироновой за то, что она защищает мое представление о спектакле перед режиссером Андреем Жолдаком: когда он тянет в одну сторону, Маша настаивает на моей точке зрения. Мне работать с ней очень комфортно”.
Павел Каплевич, театральный художник и продюсер
„С Марией Мироновой я работаю последние десять лет. Наше знакомство произошло на спектакле режиссера Владимира Мирзоева Две женщины по пьесе Тургенева Месяц в деревне в Ленкоме, потом она играла Нину Заречную в чеховской Чайке Андрея Жолдака. Это был мой продюсерский проект. Мы вернулись друг к другу на Федре, и вот сейчас впереди Кармен.
Десять лет назад я однажды говорил с Нонной Викторовной Мордюковой по поводу Марии. Нонна, давай я к тебе Машу привезу, чтобы ты ей тайны
Она может предстать с совершенно новой, неожиданной стороны. Когда вдруг понимаешь, что эта женщина волнуется о судьбах человечества. И это не пафос, а природой данное ей свойство. Она вроде играет комедию, вроде смешно, а за этим проступает тревога
Мы с Марией Андреевной очень дружим, отдыхаем вместе. Ее семья — моя семья. И она в жизни и в творчестве очень структурная. Все, что она делает, она делает очень осознанно, но при этом у нее есть безбашенность, бывает, и захлестывает. Тем не менее с ней очень легко, и если мы два дня не созваниваемся, начинаются проблемы.
За прошедшие десять лет я ее лучше узнал, да и она себя тоже. С другой стороны, после Федры у нее открылись такие внутренние шлюзы — есть над чем работать, откуда что брать и куда везти. Ответственности стало больше. И как сказал Александр Сокуров про это ее нынешнее состояние — такое ощущение, что лифт поднялся на последний этаж, а шахты рухнули. И нужно выбираться
Роли Мироновой
Мария Миронова удивительным образом унаследовала талант своего отца Андрея Миронова быть разной: и романтичной, и смешной, и настоящей трагической актрисой.