Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

В Пятигорске завершился XI Фестиваль театров малых городов России. Впервые за всю историю проекта авторитетный театральный форум проходил на Северном Кавказе Когда торжественная часть церемонии награждения подошла к концу, председатель жюри Ольга Остроумова обратилась к залу: «А теперь — маленький постскриптум. У меня в руках — два конверта. И я, пользуясь своим служебным положением, решила наградить — просто так, от чистого сердца — двух актрис. Жюри мне разрешило это сделать. Одна актриса заставила меня плакать, а другая — смеяться. Это, мне кажется, и есть тот диапазон, на который театр всегда должен ориентироваться». Свою личную денежную премию Ольга Остроумова вручила Татьяне Полянской (за роль Ольги в спектакле «Три сестры» Мытищинского театра драмы и комедии) и Любови Бердовой, которая гомерически смешно сыграла огородницу в современном фарсе «Короли и капуста» (Глазовский драматический театр «Парафраз»). За время фестиваля Ольга Остроумова вместе с членами жюри посмотрели 13 спектаклей: из Новошахтинска и Сарапула, Глазова и Майкопа, Рыбинска и Серова, Лысьвы и Каменска-Уральского, Прокопьевска и Минусинска… «Я редко хожу в театр, и если бы не фестиваль, то вряд ли бы познакомилась с творчеством артистов из театров малых городов, — рассказала Ольга Остроумова корреспонденту портала «Культура.рф». — Поэтому, когда мне позвонил Евгений Миронов и сказал, что приглашает возглавить жюри, я моментально согласилась. Во-первых, потому что это Евгений Миронов — человек, которого я безгранично ценю. А во-вторых, мне было интересно посмотреть, как живут театры в других городах нашей страны. Предчувствие меня не обмануло: сколько в глубинке хороших артистов! Не беда, что они живут в маленьком городе и о них пока знают только местные жители. Они искренне, с любовью делают свое дело. И это гораздо важнее, чем сняться в сериале или завоевать легкую славу в сомнительных проектах. «Неси свой крест и веруй» — это про них. В Пятигорске актеры — участники конкурса жили неделю. И могли бы сыграть только свой спектакль, а в остальные дни гулять и наслаждаться красотами Кавказа. Но они ходили на спектакли своих коллег. А значит, хотели чему-то научиться, открыть для себя новые грани творчества, что в нашем актерском деле крайне важно». Главный приз фестиваля — гастроли на сцене «Театра наций» в Москве — завоевали сразу два спектакля: «Короли и капуста» (театр «Парафраз» из Глазова, Республика Удмуртия; режиссер — Дамир Салимзянов) и «Фрекен Жюли» (театр-студия «Грань» из Новокуйбышевска, Самарская область; режиссер — Денис Бокурадзе). «Короли и капуста» — спектакль-эксперимент, который построен на житейских историях. Обычные люди (Люба, Лена, Женя, Володя и т.д.) рассказывают о своей жизни в маленьком городке, о повседневности и набившем оскомину быте. Кажется, что никуда им не деться от однообразного течения жизни, где есть только единственное развлечение — телевизор. Забавно в их устах звучат истории, услышанные в программе Андрея Малахова. С наивной искренностью обсуждают они новости Первого канала. В их сознании реальность перемешалась с выдумками, где пришельцы столь же реальные существа, как и чиновники. Но вся эта жизнь, о которой рассказывает телевизор, где-то там, далеко. А здесь, рядом, — другая реальность: огород, который помогает хотя бы на время почувствовать себя королем своего маленького участка. И если артисты глазовского театра сыграли скетчевую историю о своих современниках (неудивительно, что многие фразы из этого спектакля разошлись на цитаты), то театр-студия «Грань» представила работу в совершенно ином стиле. В спектакле «Фрекен Жюли» (по пьесе Августа Стриндберга) хореография органично переплетается с драмой. Классический любовный треугольник (дочь графа, лакей и его невеста) решен как череда бесконечных преодолений. Это сюжет с очень сложным внутренним механизмом. Здесь не сразу и разберешься, кто любит искренне, а кто играет на чувствах ради собственной выгоды. Денис Бокурадзе не спешит давать ответ на эти вопросы, оставляя зрителя один на один с любовной историей. Это спектакль о борьбе долга и чувства. О природе любви «господ» и «крестьян». О разнице мировоззрений. Но кто в этой истории любит искренне, а кто фальшиво — главная интрига спектакля. Помимо Гран-при, глазовский спектакль получил еще две награды. Юлия Бокурадзе (фрекен Жюли) признана актрисой, сыгравшей лучшую женскую роль, а Алина Костюк (Кристина) награждена призом губернатора Ставропольского края за лучшую женскую роль второго плана. «Определять победителей всегда очень сложно, — сказал, закрывая фестиваль, его арт-директор Олег Лоевский. — Вы должны помнить, что в этом зале все победители, поскольку пройден серьезный отбор. Но в жизни не бывает без сравнений. Поэтому кто-то уедет домой с призами, а кого-то мы наградим лишь дипломом участника фестиваля. Но как бы то ни было, каждый из вас должен помнить о том, что без усилий в искусстве ничего не рождается. Нужно поддерживать форму. Директорам — искать финансирование, режиссерам — смиряться с гонорарами, артистам — с режиссерами. Но при этом постоянно думать о зрителе, создавать то, что будет ему интересно. Кстати, все эти дни на нашем фестивале был очень благодарный зритель. И мы должны поблагодарить жителей Пятигорска за ту любовь, которую они нам подарили…» Приз за лучшую мужскую роль был присужден Игорю Фадееву за роль городничего в «Ревизоре» Минусинского драматического театра. Лучшим актерским ансамблем спектакля большой формы признаны артисты спектакля «Облако-рай» Лысьвенского театра драмы (Пермский край). А в номинации «Лучший спектакль малой формы» победил Национальный театр Республики Адыгея («Лавина»). Лучшим актерским дуэтом стали Артем Шевченко и Алексей Агапов в спектакле «Сиротливый Запад» Сарапульского драматического театра. Кроме того, спецприза «Надежда» удостоены молодые участники спектакля «Нужен перевод» по пьесе Брайана Фрила (Прокопьевский драматический театр, Кемеровская область). А призом главы города Пятигорска «За оптимизм и человеколюбие в искусстве» награжден уже упоминавшийся спектакль-лауреат «Короли и капуста». На церемонию закрытия приехала министр культуры Ставропольского края Татьяна Лихачева. Она поблагодарила Ольгу Остроумову за работу на фестивале. «Спасибо большое всем — и участникам, и организаторам этого замечательного фестиваля, — сказала в ответ Ольга Михайловна. — Я очень рада, что познакомилась здесь со многими чудесными людьми. Все наши обсуждения проходили достаточно доброжелательно. По крайней мере если после спектакля мы говорили вам что-то жесткое, то это лишь из лучших побуждений. Спасибо всем театрам, которые приехали на фестиваль. Спасибо «Театру наций», который нас пригласил сюда в эту чудную погоду. Многие из вас — очень молодые артисты. И я обращаюсь к вам: не бойтесь учиться — всегда и у всех. Только в этом случае вы будете расти. Не останавливайтесь на достигнутом!» Довольны ли организаторы нынешнего фестиваля развитием своего детища? Вот что они ответили на вопрос корреспондента «Культура.рф»: Евгений Миронов, художественный руководитель фестиваля: «Да, я доволен, потому что в регионах очень хорошие театры и замечательные артисты. В этом я убеждаюсь каждый год. И не страшно, что в глубинке пока еще не хватает театральных площадок, а многие люди забыли дорогу в театр… Мы надеемся, что наш фестиваль как раз и привлечет внимание к этой проблеме. Появятся новые сцены, чиновники на местах станут внимательнее к проблемам актерского сообщества. Лично я употребляю слово «провинция» только в территориально-административном смысле, поскольку знаю, какими мощными творческими возможностями обладает провинциальная сцена. Она испокон веков открывает новые имена, хранит великие традиции русского театра и всегда готова к смелому эксперименту. Но нельзя забывать и то, в каких непростых условиях живут театры и какие самоотверженные люди в них работают. Я ведь и сам из провинции (Евгений Миронов родился в Саратовской области. — «Культура.рф») и помню, как играла на сцене моя педагог Валентина Ермакова. Многие артисты столичных театров могли бы у нее поучиться. А что касается зрителей, то здесь тоже очень интересная картина наблюдается: в провинции много людей, которым не нужно ничего объяснять и которые готовы к новым впечатлениям. Они встречают тебя с распростертыми объятиями, поэтому всегда боишься их разочаровать». Заметим - а уж «новых» впечатлений на фестивале было хоть отбавляй. Например, ну, кто захочет пропустить выступление известного и Европе, и Америке уличного визуального театра Liquid Theatre под руководством режиссера Андрея Смирнова? «Жидкий» театр - значит, театр подвижный, как ртуть, способный мгновенно подстраиваться под «территорию», где идет спектакль, на ходу меняя стиль, формат и интонацию. В Пятигорске «Ликвиды» показали уличный спектакль «Flowers/Цветы». Его знаменитые на весь мир персонажи в «серых офисных костюмах» рассказали гостям и участникам феста о драме городского жителя в каменных джунглях, загнанного в офисные рамки и лишенного возможности проявлять яркие и истинные чувства. Но надежда все равно есть – и она расцвела к концу спектакля - вместе с великими ариями Генделя, которые связали все действо воедино. А вот мнение о завершившемся фестивале Олега Лоевского, арт-директора форума: «Сезон на сезон не приходится. И когда Евгений Миронов предложил делать фестиваль ежегодным, я немножко перепугался: думал, что у нас не будет материала, качество форума упадет, поскольку придется привозить средние работы. Но, к счастью, я ошибался, поскольку в целом фестиваль задался. А самое главное (это то, что меня всегда поражает на этом фестивале) — как много в глубинке хороших артистов. Очень много! Например, в спектакле Прокопьевского драмтеатра по непростой пьесе Брайана Фрила «Нужен перевод» играют шестеро молодых артистов. У них не только обаяние свежести, что пройдет, но уже есть и некое мастерство. Они «что-то умеют делать». И еще они умеют тратиться. Благодаря таким ребятам театр подпитывается свежей кровью, и… великий обман, великая магия театра продолжается!» Автор статьи: Виктор Борзенко