Спектакль "Прикасаемые" стал номинантом "Золотой маски"
Спектакль "Прикасаемые" стал пусть и маленьким, но мостом, соединившим разные берега человеческой реки - берег видящих и слышащих и другой, где живут в тишине и во тьме. Фото: Архив Театра наций
Они показывали свой спектакль в Театре Наций, на следующий день спектакль был назван номинантом национальной премии "Золотая маска".
"Прикасаемые" - так назвали свое сочинение автор идеи Евгений Миронов, продюсер Ингеборга Дапкунайте, драматург Марина Крапивина и режиссер Руслан Маликов. 2 ноября был благотворительный показ, организованный совместно двумя уникальными фондами - поддержки слепоглухих "Со-единение" и поддержки деятелей искусства "Артист".
Показанный впервые на фестивале современного искусства "Территория", этот спектакль стал мостом, соединившим разные берега человеческой реки - берег видящих и слышащих, и другой, где живут в тишине и во тьме. "Слепые" Брейгеля и Метерлинка стали неотъемлемой частью культуры зрячих, но что мы по сей день знаем о подлинной жизни слепых? 2 ноября в зале Театра Наций сидели старые артисты, уже не очень хорошо слышащие и видящие. Но то, что творилось на сцене, заставляло их, кажется, все сильней чувствовать красоту и творческую силу человеческого общения. Марина Крапивина и Руслан Маликов, известные по своим документальным проектам, превратили свой спектакль в настоящий театр свидетельства. Самые невероятные истории жизни людей, одновременно лишенных зрительных образов и звуков, рассказываются актерами, причем каждый раз разными. Боль, отчаяние, мужество и поддержка близких звучат каждый раз по-новому в устах Ингеборги Дапкунайте и Анны Ковальчук, Евгения Цыганова и Анатолия Белого, Инги Оболдиной и Егоря Бероева. Есть и те, кто составляет постоянный костяк труппы, спаянный в единое целое, где уже и не разберешь - кто зрячеслышащий, а кто - нет. Особая психическая пластичность, готовность раствориться в состоянии другого - так существуют в этом спектакле прекрасные Ольга Лапшина, Кирилл Быркин, Олег Савцов, Екатерина Сахно и другие.
На этот раз вместе с ними были выдающиеся мастера сцены Ольга Яковлева и Альберт Филозов. Когда их лиц касались пальцы и ладони необычных партнеров, голоса мастеров начинали звучать чуть иначе - точно опускались в самую глубину, туда, где Орфей окликал свою Эвридику, - дрожали, становились,теплыми, глухими... Рядом с ними были человеческие существа совсем иного опыта. Этот первый, глубинный уровень человеческого единства прекрасно зафиксировал режиссер по пластике Евгений Кулагин. Движения, столь хрупкие, что зритель опасливо замирает, освоили те, кто может, и те, кто не может свободно двигаться, - точно каждый из актеров попробовал переселиться на другой берег реки.
Эта встреча поражает. Документальный, социальный театр впервые открывает для большинства зрителей ситуацию слепоглухих людей, а их в России около 15 тысяч. Не рассказами, такими как у Александра Суворова - доктора психологических наук, автора книги "Школа взаимной человечности", или у поэта Ирины Поволоцкой, от яркого, точеного лица которой невозможно оторвать взгляд. Как вы догадываетесь, сама Ирина себя никогда не видела, а профессор Суворов написал книгу по системе Брайля. Оба они лишены зрения и слуха.
Загорский интернат для слепоглухих детей... Вальс, пальцевая азбука "дактиль", письма на ладонях... Поражающее переселение в другой мир.И все же самое поразительное - это сходство двух берегов, где равно известны тоска и одиночество, страх и мучительная борьба за право на уникальность. Где равно ценны свобода, творчество и любовь.