Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

В кругу фестивалей, возникших в постсоветском театральном пространстве, форум театров малых городов России, проводимый Театром Наций, – один из старейших и наряду с этим – один из самых подвижных. Он путешествует по стране, меняя место проведения, постоянно расширяет сопутствующую образовательную программу. Четырнадцатый по счету фестиваль прошел в этом году в Вольске Саратовской области. Сказать, что он стал праздником для города – не сказать ничего. В день открытия главная улица Вольска превратилась в променад по театральным эпохам и жанрам, от античности до революционных времен “Синей блузы”. Маленькие и большие оркестры, взрослые и юные артисты, поющие, танцующие и разыгрывающие скетчи, разместились вдоль этой живописной дороги искусств, ведущей в городской театр.

Начатый на такой бравурной ноте фестиваль и дальше не опускал планку. Как всегда, в конкурсе участвовали спектакли большой и малой формы, лидеры определились почти сразу. Спектакли “Процесс” глазовского театра “Парафраз” и “Корабль дураков” новокуйбышевского театра “Грань” стали бесспорными фаворитами фестиваля. И глазовцы, и новокуйбышевцы принадлежат к редкому для сегодняшней российской сцены типу – театр-команда. Дух студийности витает над постановками этих разных, но равно ярких трупп и, по счастью, не выветривается со временем. К слову сказать, “Парафраз”, не так уж молод. Да и нынешний его главный режиссер и идеолог Дамир Салимзянов руководит театром уже 12 лет. А энергия счастливого коллективного сотворчества по-прежнему остается организующей и движущей силой глазовских постановок. Дамир Салимзянов, в чьих спектаклях вне зависимости от жанра всегда находится место комическому, на этот раз обратился к одному из самых мрачных произведений основоположника литературного “абсурдизма”: глазовский “Процесс” – парафраз на тему романа Франца Кафки. Пророческая история Йозефа К., обвиненного непонятно в чем и ставшего жертвой невидимой безжалостной бюрократической машины, рассказана Дамиром Салимзяновым как случай, который может произойти с каждым. Способность режиссера вскрыть абсурдную сущность самой обыденной ситуации и довести ее до гротеска в “Процессе” достигает апогея, обнажая будничную сущность вселенского идиотизма. Происходящее с Йозефом К. в спек-такле глазовского театра столь же смешно, сколь и страшно. Здесь каждый исполнитель играет по несколько персонажей, за исключением Владимира Ломаева в роли Йозефа К., обделенного, в отличие от других героев, выигрышным острохарактерным рисунком. Йозеф К. в спектакле интересен другим. Владимир Ломаев, удостоившийся за эту работу премии в номинации “лучшая мужская роль”, существует на сцене предельно точно и органично, оставаясь нормальным человеком в ненормальных обстоятельствах. Именно его человеческие реакции на всеобщее помрачение, парадоксальные и неожиданные, придают действию еще большую фантасмагоричность, создавая поле напряжения спектакля.

Приз за “лучший спектакль малой формы” получил “Корабль дураков”. Театру “Грань” очень подходит его название. Маленькая труппа (в ее составе, кажется, всего шесть человек) во главе с Денисом Бокурадзе выпускает масштабные по художественному объему спектакли, демонстрируя все новые и новые грани своих возможностей. На фестивале театров малых городов “Грань” дебютировал четыре года назад стриндберговской “Фрекен Жюли” и сразу же удостоился гран-при за спектакль малой формы. Затем были интеллектуальные игры с Сартром в постановке “P.S.” по пьесе “За закрытой дверью” и ностальгическая “Таня-Таня” Оли Мухиной. И вот теперь театр обратился к средневековому фарсу. Грубоватый юмор фаблио и фривольные, не сказать скабрезные, сюжеты в исполнении новокуйбышевской команды обретают изящество придворного представления. Бокурадзе сочиняет театральный язык, впитавший в себя приемы пантомимы, комедии дель арте и многое другое. Каждое движение исполнителей столь выверено, жест – столь точен и выразителен, что мастерство исполнителей хочется назвать филигранным. Анекдоты про обманутых мужей, блудливых монахов, сварливых и неверных жен в исполнении новокуйбышевцев изысканно красивы и очень смешны. А авторский взгляд на несовершенство человеческой природы придает энергичному и стремительно развивающемуся действу оттенок легкой печали. В “Корабле дураков” – все гармонизировано и уравновешено: и фантазия режиссера, выступающего здесь и в качестве сценографа, и стилизованные костюмы Елены Соловьевой, и остроумные живописные маски и, конечно же, профессионализм актеров, внутренне гибких и подвижных, прекрасно двигающихся и замечательно владеющих словом. (Более подробно о спектакле “Корабль дураков” – “ЭС”, № 6, 2016.)

Камерная площадка зачастую становится территорией эксперимента, и театры малых городов в этом плане – не исключение. На Малых сценах чаще обращаются к молодым современным авторам. На этот раз в программе “малой формы” их оказалось трое. Каменск-Уральский театр “Драма номер 3” представил постановку пьесы навсегда оставшейся молодой – трагически погибшей в теракте в Домодедово – Анны Яблонской “Лодочник” (постановка Галины Полищук). “Тильзит-театр” из Советска привез “Зою” двадцатишестилетней Светланы Баженовой (постановка Елизаветы Бондарь), а Тобольский драматический театр имени П.П.Ершова показал “Как я стал…” уже очень известного к своим двадцати восьми годам драматурга Ярославы Пулинович (постановка Юлии Ауг). При том, что режиссеры этих спектаклей – представительницы прекрасного пола, в работах нет ничего “дамского”. Жесткие истории бескомпромиссно переведены на язык сцены и отмечены хорошими актерскими работами. Одна из них – героиня спектакля “Тильзит-театра” об умирающей столетней старухе, властным деспотизмом испортившей жизнь и себе, и великовозрастному сыну. Актриса Ирина Несмеянова уходит от каких-либо медицинских подробностей и возрастной характерности. Ее героиня, полудевочка-полубабушка, играющая с близкими, как кошка с мышками, – столь же коварна, сколь простодушна. Живописно сыгранный маразм, со всеми перепадами соответствующих состояний (от веселья к ярости, от ярости к сентиментальности) переводит житейски узнаваемую ситуацию в театрально-гротескное русло, придавая частной истории общечеловеческое звучание.

В номинации “лучшая женская роль” победила, однако, другая актриса – Марина Кулясова, скупо и сдержанно сыгравшая потерявшую сына мать, – в спектакле “Кроличья нора” театра “Мастеровые” из города Набережные Челны. Пьесу американского драматурга Дэвида Линдси-Эбера, затрагивающую деликатную тему гибели малолетнего ребенка, молодой режиссер Денис Хуснияров решил документально-просто. Но эта камерная работа по ряду технических причин была показана на фестивале на большой сцене, что, безусловно, разрушило ее доверительную атмосферу. И все-таки актерам удалось передать тихую, без лишней аффектации, трагическую интонацию спектакля.

Вообще, молодая режиссура – один из “коньков” фестиваля. На большой сцене также были представлены работы представителей новой генерации: Артема Терехина (спектакль Лысьвенского театра драмы имени А.А.Савина “Тихий шорох уходящих шагов” по пьесе молодого же драматурга Дмитрия Богославского), Татьяны Ворониной, поставившей в Коми-Пермяцком театре имени М.Горького “Эшелон” М.Рощина, Анны Бабановой, предложившей свою версию шекспировской трагедии в спектакле Норильского заполярного театра драмы имени Вл.Маяковского “Гамлет/ Мышеловка”. Собственно говоря, постановка Бабановой – сценическая адаптация литературоведческого исследования Альфреда Баркова, выдвинувшего гипотезу, что главным интриганом в пьесе является не кто-нибудь, а верный друг Горацио. Анна Бабанова идеи Баркова развивает изобретательно и азартно, заставляя зрителя внимательно следовать за прихотливым ходом событий спектакля, в котором Гамлет хоронит отца в полном одиночестве, волоча на себе гроб предка, а Офелия тонет при непосредственном участии злокозненного Горацио. И хотя далеко не со всеми мотивировками можно согласиться, спектакль, благодаря своей визуальной красоте и ряду эффектно сделанных сцен, производит впечатление. Недаром жюри присудило один из самых престижных призов фестиваля “Надежда” исполнителю роли Гамлета Олегу Корныльеву.

Главной же награды – “лучший спектакль большой формы” удостоилась “Колыбельная для Софьи” (по повести Евгения Замятина “Наводнение”) Алексея Песегова. Эта постановка минусинцев завершила фестиваль, окунув зрителя хоть и в мрачную, но эстетически безупречную сценическую историю. Героиня спектакля – простая и кроткая женщина – убивает топором приемную дочь, сожительствующую с ее любимым мужем. И не просто убивает, а еще и умело избавляется от трупа соперницы. Алексей Песегов всем этим душераздирающим подробностям находит завораживающее выразительностью и смелостью пластическое (почти что хореографическое) решение, поднимая бытовую историю на котурны. Этому способствует и нагнетающее атмосферу тревоги оформление – сценография Никиты Сазонова.

Вообще говоря, постановочная культура нестоличной сцены повышается год от года, как и интерес к новым возможностям оформления спектакля. Поэтому фестиваль, чутко улавливающий потребности театров, включил в свою, и без того широкую образовательную программу, мастер-классы художника по костюмам Виктории Севрюковой и сценографа, ученика Олега Шейнциса, Дмитрия Разумова.