Top.Mail.Ru
Сегодня
7 p.m. / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Сегодня
7 p.m. / Основная сцена
Касса  +7 (495) 629 37 39

«Любовницы» Эльфриды Елинек на сцене Театра Наций

«За музыкальное многоголосие в романах и драмах, которое со свойственной только ей языковой страстью разоблачает абсурдность и принуждающую власть социальных клише» получила в 2004-м Нобелевскую премию австрийская писательница.
Профессиональный музыкант и композитор, выпускница Венской консерватории Эльфрида Елинек, конечно, и свои литературные произведения не могла не наполнить языковыми и эмоциональными перепевами и ритмами.
«Текст очень музыкальный, поэтический — говорит режиссёр Светлана Землякова, — и немного жаль, что из-за сценического формата – длинноты в театре всегда всё-таки сложно существуют – не удалось передать повторы, когда текст кружится на одном месте, те же аллитерации».
Красиво и мелодично, но ножом жёсткой пародии препарирует писательница ханжеское общество, где любовь, семья и интимная близость – лишь средства, чтобы пробиться «в люди» в мире, где правила диктуют мужчины, всего лишь потому, что таковыми родились.
Уникальный и непростой текст для русского зрителя, по признанию исполнителей, слегка смягчили, т.е. не стали брать в инсценировку самые жёсткие куски, оставив лёгкий флёр надежды, что не всё в этой жизни столь ужасно.
Умеющая чувствовать девушка или абсолютно расчётливая, цель у них одна – пристроиться, лучше в собственном уютном домике. Шить бельё на фабрике, как это делает горожанка Бригитта, или мечтать стать портнихой подобно приехавшей из деревни Пауле, всё только для одного – победить. И помощники здесь молодость и красота, а беременность – шанс на победу.

Спектакль построен на чередовании историй двух девушек, которые пересекаются только в финале местом действия. Большой мастер переноса прозаических произведений на сцену, Землякова  держит  внимание зала на этой «шахматной доске» умело.
Главные роли исполняют её ученицы, того самого знаменитого выпуска курса Олега Кудряшова 2006 года Елена Николаева (Бригитта) и Наталья Ноздрина (Паула). «Мы долго ждали новой встречи со Светланой Васильевной, — признаются они, — и вот, через 12 лет снова вместе в работе».
«Моя героиня мечтает о чистой и светлой любви, — говорит Наталья Ноздрина. – В ней самой любви настолько много, что она готова дарить её всему вокруг – людям,  природе. А любить на самом деле некого, её любовью, к сожалению, только пользуются. И потому её ломают».
«С Бригиттой дела обстоят иначе, — продолжает Елена Николаева. – Она любить не умеет совершенно, это чувство в ней убито. Бригитта абсолютно расчётлива: знает точно что ей нужно, сколько должно быть детей, сколько должен зарабатывать муж, каким должен быть дом. Ей необходимо вырваться с фабрики, и она достигает своей цели через боль и унижение, понимая, что в результате этих мук обретёт своё счастье. Всё так и случается – она абсолютно счастлива, но в этом и трагизм».

Сцена из спектакля

Светлана Землякова приобрела книгу Елинек ещё в 2006-м, когда только вышел перевод романа. «Тогда ещё была обложка с креветками, — вспоминает режиссёр, — а автор «Любовниц» как раз и закладывала в роман этот смысл – жизнь бесхребетных на самом дне, откуда вырваться редко кому удаётся. Меня поразил этот мир – оголённый, без всяческого оправдания, и страшно от отсутствия любви как таковой, даже в мотивации поступков. Самым сильным для меня был эпизод, когда мечтающую о ребёнке беременную Паулу до полусмерти избивают родители…»
При всей, казалось бы, определённости, режиссёр всё-таки не проводит разделения на «положительное» и «отрицательное». И пусть сама Елинек заявляет о плохом и правильном случаях, Землякова  о «лучшем» и «худшем» не повествует.
«Что в итоге лучшее – не знаю, — говорит она. – Очень активно звучит тема страха перед жизнью. Жить рискованно, опасно, потому каждый пытается выстроить свою конуру, где можно спрятаться. Для героинь покой и остановка – самое желанное, ведь тот, кто рискует, попадает в сложные ситуации. А при нежелании человека проживать жизнь и прятаться за что-то, возникает мёртвый мир».
И уж так ли страшен перед лицом этой безжизненности мир мужчин, на которых, по признанию героинь «идёт беспощадная охота»?